Метод тренировки - это целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, реализуемое для реше­ния конкретных задач (достижение поставленной цели).

В практических целях методы спортивной тренировки принято условно подразделять на три группы: словесные, наглядные и прак­тические. При подборе того или иного метода спортивной тренировки следует четко следить, чтобы они соответствовали поставленным за­дачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам тренировки, возрастным, половым особенностям спортсменов, их ква­лификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение и др. Эти методы можно использовать с любым контингентом спортсменов (новичками и спортсменами высокого класса). Важно, чтобы эти методы излагались лаконично, со знанием современной специальной терминологии и в сочетании с наглядными методами.

Наглядные методы весьма многообразны и в значительной степе­ни обуславливают действенность процесса тренировки. К ним следует прежде всего отнести методически грамотный показ упражнений и его элементов тренером или квалифицированным спортсменом. В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы – демонстрация видеомагнитофонных записей упражнений или игровых ситуаций, учебных фильмов, макетов игровых площадок иди спортивных полей для разбора тактических схем, я также методы ориентирования (световые, звуковые, механические лидирующие уст­ройства, и том числе с программным управлением и обратной связью).

Практические упражнения условно могут быть распределены на две основные группы:

Методы, преимущественно направленные на ос­воение и совершенствование спортивной техники, то есть, формирова­ние двигательных умений и навыков, характерных для избранного ви­да спорта;

Методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Обе группы практических методов тесно связаны между собой и применяются в неразрывном единстве.

Остановимся на этих методах более подробно.

Метод, направленный на освоение спортивной техники. В нем выделяют методы разучивания техники движения в целом и по частям.

Разучивание упражнений в целом осуществляется при освоении относительно простых движений, а также и сложных, если разделение по частям невозможно.

Разучивание техники по частям осуществляется при освоении, более или менее сложных в координационном отношении движений. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных частей сложного упраж­нения.

Большое значение при разучивании движений отводится подводя­щим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения позволяют путем разучивания простых элементов движений постепенно подвести спортсмена к выполнению спортивной техники всего упражнения. У бегунов в качестве подводящего упражнении используется бег с высоким подниманием бедра, бет с захлестыванием голени, "семенящий" бег, бег прыжками и др.

В традиционных упражнениях сохраняется общая структура соревновательных упражнений. Однако при этом обеспечиваются усло­вия, облегчающие освоение двигательных навыков. Например, для ос­воения техники в тяжелой атлетике широко используют гимнастичес­кую палку или гриф штанги без блинов. Имитация техники упражнений полезна не только для новичков, но и для квалифицированных атле­тов, особенно перед началом выполнения упражнений основной части тренировки. Это позволяет не только облегчить переход от одного упражнения к другому, но и осуществить оптимальную настройку ко­ординационных возможностей двигательного аппарата.

Методы, направленные на совершенствование двигательных ка­честв Развитие двигательных качеств в процессе спортивной трени­ровки происходит в рамках двух основных методов - непрерывного и интервального.

Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Непрерывный метод (или равно­мерный) состоит в выполнении определенного двигательного действия с неизменно, как правило, невысоким уровнем интенсивности, но за­то в течение продолжительного времени. Например, такая трениро­вочная работа характерна для бегуна на средние дистанции (800, 1500 м) при пробегании дистанции 3-5 км с одинаковой скоростью, которая намного ниже максимальной на его основной дистанции.

Непрерывный метод широко используется в основном в цикличес­ких видах спорта. Однако его успешно применяют также и в ацикли­ческих упражнениях, где длительность двигательного действия может ограничиваться определенным отрезком времени (например, в боксе, борьбе, спортивных играх). В ациклических видах спорта данный ме­тод реализуется путем выполнения неизменного или изменяющегося по структуре спортивного упражнения в целом или отдельных подсистем без пауз для отдыха. Например, упражнения в нанесении серии ударов по мешку в занятиях боксера, упражнения в ведении мяча у бас­кетболиста или футболиста. В равномерном методе от занятия к занятию постепенно увеличивается преимущественно объем работы.

Интервальный метод характеризуется тем, что движение выпол­няется с варьированием интенсивности нагрузки при непрерывном вы­полнении упражнения или с перерывами различной продолжительности и характера. Варианты использования данного метода тренировки весьма обширны. Так, по мнению В.А. Андреева, Д.П. Пугачева-Ионова, В.М. Дьячкова и др., в легкой атлетике интервальный метод есть повторное преодоление отдельных отрезков дистанции и "рас­четное" время с точно установленными перерывами для отдыха. При этом они считают, что следует от занятий к занятиям сокращать продолжительность перерыва для отдыха, не снижая скорости преодо­ления дистанции (отрезков) с тем, чтобы на последующих этапах до­биться возможности пробежать в запланированное время большие от­резки и, наконец, всю дистанцию

В зависимости от изменения указанных выше обстоятельств ин­тервальный метод делится на переменное и повторное упражнение.

Переменное упражнение состоит в последовательном изменении напряженности выполнения движения в следующих вариантах (напри­мер, в беге на средние и длинные дистанции):

Большая часть дистанции преодолевается медленно, меньшая – быстро;

Быстрое и медленное преодоление дистанции сочетается рав­номерными частями;

Большая часть дистанции преодолеваемся быстро, меньшая - медленно;

Быстрое начало завершается замедлением движения, затем де­лается ускорение, заканчивающееся преодолением всей дистанции;

Многократное изменение скорости с преодолением коротких отрезков дистанции медленно;

Быстрое преодоление необходимой дистанции в таком темпе, какой спортсмен способен выдержать, затем медленное окончание ос­тавшейся части дистанции.

Такие варианты применяются не только в циклических видах спорта, но и в ациклических, где применяются равномерные упражнения (бокс, борьба, спортивные игры и др.). В ациклических видах спорта предлагаемые методы используются в форме непрерывного дви­жения с различной интенсивностью.

Повторный метод состоит в выполнении на протяжении одного занятия определенных движений с перерывом для отдыха. Этот метод используется на занятиях во всех видах спорта.

Основное различие между повторным и переменным вариантами интервального метода заключается в том, что в первом случае во время перерыва между выполнением упражнения занимающиеся отдыхают произвольно (пассивно или выполняют какие-либо иные, не относящиеся к основному упражнению движения). При повтором варианте для отдыха используется основное упражнение, но интенсивность его выполнения при этом резко снижается (например, у пловцов - свободное плавание, у бегунов - бег с полным расслаблением в медленном или среднем темпе).

В качестве самостоятельных методов принято также выделять игровой и соревновательный.

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных дейс­твий в условиях игры, в пределах, характерных для правил данного вида спорта, тактико-технических приемов и приближенных к реаль­ным ситуациям. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий, позволяет выявить психическую готовность спортсменов, проверить их в различных условиях соревновательной борьбы.

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную соревновательную деятельность, которая в данном случае расс­матриваемся как один из способов повышения эффективности трениро­вочного пронесся.

В тренировочном процессе особую группу составляют идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использова­ния спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений под действием психи­ческого и общего состояния. К ним можно отнести:

Идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением);

Эмоциональную настройку на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога;

Самоприказ как способ самоубеждения и самоорганизации.

В спортивной тренировке также используется ряд других факто­ров, позволяющих повысить ее эффект. Они различны по своей приро­де, поэтому их трудно представить в логически строгой классифика­ции. Как правило, их выделяют в следующие три группы:

Естественно-средовой фактор подготовки спортсмена (использование таких природных условий, как солнечная радиация, содержа­ние кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т.п.);

Гигиенические средства оперативного воздействия на динами­ку работоспособности спортсмена (чистота, освещение, вентиля­ция, искусственная аэронизация и другие восстановительные проце­дуры);

Материально технические средства спортивной тренировки (тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информаци­онная литература и др.).

В последние годы большое внимание специалистов физической культуры привлекает физкультурное образование, которое связывает между собой теоретические знания, двигательные умения и методические навыки.

Физкультурное образование является первым и определяющем условием формирования здоровья детей. Поэтому заниматься физкультурным образованием необходимо с младшего школьного возраста. Необходимо уже в этом возрасте сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности бережного отношения к своему здоровью, своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В практике организации и проведения уроков физической культуры общеприняты следующие практические методы, которые основаны на активной двигательной деятельности учеников. Эти методы делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивание по частям, в целом и принудительно облегчающее) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Они могут быть использованы для обучения акробатическим упражнениям.

Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия. Относящиеся к этой группе методов дополняют друг друга и применяются сообразно многим условиям, которые определяют конкретную учебную задачу: групповой и персональной характеристике учеников, этапу обучения, характеру и содержанию учебного материала, длительности урока, местным условиям обучения, наличию учебных средств (инвентаря, снарядов) и др.

Метод разучивания по частям, по мнению специалистов, предусматривает первоначальное изучение отдельных частей отдельных действий с последующим соединением их в необходимое целое .

Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а так же от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения. Понять целое действие можно только через познание составляющих его движений и закономерностей становления действия.

Расчленение является характерной чертой методов разучивания по частям, но само разучивание части не является самоцелью. Оно служит лишь первоначальным этапом, облегчающим овладение целостным действием. Завершением является освоение действия в целом. Без этого теряется смысл любого обучения. В конечном итоге ученики должны воспринимать действие как единое целое от начала и до конца. В этой слитности исполнения не должно быть главным и второстепенным. Все – главное .

Например, подводящие упражнения используются для облегчения усвоения целостного двигательного акта через предварительное решение серии частных образовательных задач. Достигается это в силу того, что подводящие упражнения содержат сходные по структуре и характеру нервно-мышечных напряжений элементы целостного действия. Подводящие упражнения способствуют накоплению центрально-нервной системе таких следовых эффектов, таких более простых временных связей, которые следствие известной однородности и координационной общности с основным упражнением могут облегчить его освоение.

Например, создание системы подводящих упражнений достигается путем анализа намеченного для изучения действия, расчленения его и выделения наиболее ответственных элементов. Подводящее упражнение должно иметь законченную форму и быть доступно ученикам.

В зависимости от структуры двигательного действия и задач обучения подводящие упражнения можно представить в двух формах: в форме вычлененной части целостного действия или целостного действия, но с вычлененными из него деталями .

Педагогические преимущества метода разучивания по частям как отмечают многие специалисты состоят в следующем:

  1. Облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.
  2. Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а, следовательно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляет удовлетворение.
  3. От богатства подводящих упражнений уроки становятся более разнообразны, а сам процесс обучения более интересным.
  4. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием частей, позволяет успешнее решать задач обогащения двигательного опыта детей.
  5. Применение метода разучивания по частям содействует сравнительно быстро восстановлению утраченных навыков.
  6. Этот метод не заменим при изучении координационно-сложных действий и при необходимости воздействовать на отдельные суставы и мышечной группы .

Метод разучивания в целом. Он предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения. Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивания в целом применяется при изучении любого действия. Разучивание в целом незаменимо при опробовании действия. К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда не умеем грамотно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.

Метод принудительно-облегчающего разучивания основан на теоретической концепции “искусственной управляющей среды” (по И.П.Ратову). Его можно рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, то есть технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях.

Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр физическом воспитании. Игра является не только средством физического воспитания (то есть характерной системой физических упражнений), но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра должна выполнять следующие функции: подготовительную (совершенствование физических и духовных сил человека, воспитание социальной активности и творчества), развлекательную (использование свободного времени) и функцию формирования отношений между людьми, а так же между людьми и окружающей средой. Эти функции определяют содержание игр.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но имеет более широкое применение.

Как установлено П.К. Петровым, наиболее характерными признаками соревновательного метода являются следующие:

  1. Подчинение всей деятельности задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.
  2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
  3. Ограниченные возможности в управлении учениками, в регулировании их нагрузки.

Соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании .

В процессе обучения постоянно присутствуют методы использования слова. Слово активизирует весь процесс обучения. Учитель физической культуры имеет возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувство ученика. Для осуществления процесса обучения акробатическим упражнениям в младших классах используются такие методы: словесный и наглядный.

К словесным методам относятся: рассказ, описание, объяснения, разбора, задания, указания, команды.

Для осуществления смысловой функции слова речь учителя должна быть точной и понятной ученикам. В процессе физического воспитания принято использовать определенные термины.

Смысловая функция слова лежит в основе правильного решения проблемы терминологии в физическом воспитании. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Термин должен быть показательным, точным, понятным, кратким .

Эмоциональная функция слова способствует решению как учебных, так и воспитательных задач.

Кроме того в этих методах используется рассказ.

Рассказ – повествовательная форма изложения – чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.

Помимо слова, рассказа имеет место применения описания упражнения.

Описание – это способ создания у ребенка представления о действии. При описании дается перечень характерных признаков действия, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Используется оно при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ученики могут использовать свои знания и двигательный опыт.

Постепенно с учетом возраста, подготовленности методы усложняются, и одним из них является объяснение.

Объяснение является важнейшим способом развития сознательного отношения к действиям.

Например, беседа помогает, с одной стороны, повысит активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой – узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу.

Метод разбора отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого либо задания (например, игры). Разбор: может быть односторонний и двусторонний.

Метод задания предусматривает постановку задач перед уроком или частных задач по ходу урока.

Еще одним из методов слова является метод указание, которое отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения.

Оценка является результатом анализа выполнения действия.

Для управления строем и занимающихся используются команды.

Команда – специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физической культуре. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или изменению темпа движений.

При проведении гимнастических упражнении, их обучение используется подсчет, который позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений, запоминать комплексы, комбинации упражнений .

Огромную роль в обучении имеют методы наглядного восприятия. Методы данной группы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия. Просмотр, а иногда и прослушивание темпа, ритма движений создают у занимающихся более разностороннее представление о действии, что расширяет ориентировочную основу для последующего воспроизведения.

Наглядное восприятие способствует более быстрому и точному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Результативность методов во многом определяется соответствием их возрасту, обучающегося. Особенно большое значение эти методы имеют при работе с детьми. У них сильно развита способность к подражанию, стремление следованию живым примерам, причем неодинаково в разных возрастах: например, в младшем возрасте особенно сильно развито чувство восприятия .

Использование методов наглядного восприятия зависит и от этапа обучения. Как правило, на первых этапах они применяются гораздо чаще. На этапе закрепления и совершенствования их используют для исправления появившихся ошибок.

Существуют следующие методы наглядности: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы, зарисовки, предметные пособия и кинофильмы.

Показ двигательного действия учителем является наиболее специфичным методом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит подражание.

Эффективность подражания зависит, прежде всего, от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.

Готовность ученика к сознательному подражанию определяется действием нескольких факторов:

  1. Способностью анализировать увиденное действие.
  2. Соответствием психофизиологической зрелости ребенка сложность воспроизводимого упражнения.
  3. Уровнем знаний, полнотой представления ученика о подражаемом действии.
  4. Интересом подражаемому действию и желанием ученику подражать.
  5. Наличием своевременного и качественного контроля и самоконтроля за подражанием .

Демонстрация наглядных пособий создает дополнительные возможности для восприятия учеником двигательного действия с помощью предметного изображения.

Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе, тем более доходчиво объяснить.

Рисунки и схемы мелом на доске, песке, земле, и т.п.

Зарисовки, выполняемые учениками в виде контурных фигурок, позволяет графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки.

Предметные пособия обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями, но могут оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на детей младшего школьного возраста.

Технические Средства Обучения: фильм, ноутбук, проектор, видеомагнитофон и др.

При всех технических трудностях его демонстрации в ходе педагогического процесса обладают громадными дидактическими возможностями.

Звуковая и световая сигнализации создают необходимые зрительные и слуховые ориентиры для начала и окончания действия (или движения, задают определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.).

Формирование систем двигательных умений в акробатических упражнениях, что является одной из ведущих задач физического воспитания, опирается на соответствующие закономерности. Знание их позволит правильно оценить неравномерность овладения двигательным действием и возможности варьирования условиями обучения; обеспечит грамотное построение систем уроков и подводящих упражнений, используя эффект переноса навыков; поможет определить наиболее рациональное содержание каждого этапа обучения двигательному действию .

В зависимости от класса задачи педагогического аспекта (формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладения школой движений). Могут требовать на одних уроках больше времени, на других – меньше. Например, перед контрольным уроком, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, вводную часть целесообразно посвятить разминке, т.е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта .

Для решения этих задач вводной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения вводной части нецелесообразно использовать, т.к. они могут снизить работоспособность учащихся в основной части, поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость, но содействие развитию может быть.

Обычно урок гимнастики начинается с общего построения класса. В начале урока принято строить по длинной стороне зала в правом верхнем углу, на расстоянии 1 – 2 метра от стены, спиной к окнам, шеренгу по росту. На первых уроках в первом классе дети строятся под руководством учителя.

Для успешного обучения детей построению в шеренгу целесообразно использовать специальные разметки на полу на расстоянии 40 см друг от друга, нанесенные мелом или краской. После того, как учащиеся научатся размещаться один возле другого, учитель поручает построение самим учащимся. Дежурный подает команды “Равняйсь!” и “Смирно!”. Начиная с 4 класса дежурный отдает рапорт учителю. После команды “Смирно!” учитель приветствует детей и сообщает задачи урока, которые могут уточняться в основной части.

Наиболее эффективные средства активизации функции организма детей младших классов – ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения и игры.

Особенно важно обратить внимание учащихся на необходимость управления бегом. Возглавлять колонну должен ученик, умеющий сохранять данный темп.

Заслуживает внимания подбор приемов управления учащимися при выполнении акробатических упражнений: учитель должен пользоваться подсчетом, хлопками, самостоятельным подсчетом учащихся (вслух или про себя), под музыку. С этой же целью рекомендуется использовать различные ограничители на углах зала, стрелки, воротца и т.п. При любом способе управления учитель должен иметь возможность делать замечания, исправлять ошибки, подбадривать учеников. При проведении акробатических упражнений немаловажное значение имеет состояние учеников. Так, например, если ученики пришли на урок в несколько возбужденном состоянии (после контрольной работы или очень эмоционального урока) не следует начитать занятия с обучения новым элементам строя и обычной ходьбы. В таком случае лучше применить игры и игровые задания, которые отвлекают учащихся от переживаний, предшествовавших уроку, активизируют их внимание .

При условии, если дети пришли на урок спокойными и сосредоточенными можно сразу изучать новые элементы строя и перестроения.

Вводную часть урока обычно завершает выполнение комплекса общеразвивающих упражнений. Желательно разнообразить способы построения учащихся для общеразвивающих упражнений (в кругу, шеренге, колоннах). Учитель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс общеразвивающих упражнений могут быть включены определенные подводящие упражнения для освоения или закрепления акробатических упражнений основной части урока. Для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами обручами и т.д.).

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объема, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

При выполнении упражнений с предметами необходимо уделять серьезное внимание дисциплине и порядку среди учащихся, чтобы исключить возможность травматизма. Не следует забывать и правильную организацию выдачи и сбора гимнастического инвентаря на занятиях.

Вместо общеразвивающих упражнений в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения или упражнения ритмической гимнастики, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти учащихся, овладения ими школьных движений. Большее значение такие упражнения имеют в начальных классах.

Важную роль в поддержке интереса учащихся к занятиям играют проверка и оценка выполняемых упражнений. После выполнения каждому ученику сообщаются оценки.

На рис. 1 представлена общая схема методов используемых в процессе обучения на различных этапах.

Проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть постоянной, выполнимой, тактичной, щадящей самолюбие учащихся.

Особую требовательность необходимо проявлять при обучении учащихся младших классов элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению четко приземляться, осанке, то есть тем элементам, которые составляют школу движений, школу гимнастики, гимнастического стиля .

Таким образом, существует множество различных методов обучения, которые подразделяются на словесные методы, наглядные, практические: методы строго регламентированного упражнения и частично регламентированного упражнения.

Литература

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика ФВ / Б.А. Ашмарин, З.Н. Вяткина. – М.: Просвящение, 1990.
  2. Коробейников, И.К. Физическое воспитание / И.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко. – М.: Высш. шк., 1989.
  3. Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989.
  4. Мартовский, А.И. Гимнастика в школе / А.И. Мартовский. – М.: ФиС, 1982.
  5. Меньшиков, Н.К. Гимнастика с методикой преподавания: Под ред. Н.К. Меньшиков: Просвещение, 1990.
  6. Петров, П.К. Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе: Учебное пособие / П.К. Петров, Г.И. Пономарев – Ижевск: УдГУ, 1994.
  7. Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе / П.К. Петров. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  8. Рипы М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Под ред. М.Д. Рипы. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания: Под ред. В.М. Смолевского. – М.: Ф и С, 1987.
  10. Укран, М.П. Методика тренировки гимнастов / М.П. Укран. – М.: ФиС, 1971.
  11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физ. вос. и спорта: Учеб. пособие для студ. Высш.учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М., 2001.

Основными средствами спортивной тренировки являются физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы. Физические упражнения – это двигательные действия, при выполнении которых решаются задачи спортивной тренировки. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды и пр.) служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

«В спортивной тренировке под термином «метод» следует понимать «способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера». (Матвеев Л.П., 2003)

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы, и практические, включающие методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.

I. Метод строго регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулируется с возможно полной регламентацией, которая состоит:

    твердо предписанной программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

    точном дозировании нагрузки, управление ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нормировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки.

    создания или использования внешних условий, облегчающих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие качеств и способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют множество конкретных вариантов, применение которых зависит в первую очередь от содержания занятий и этапов, последовательно сменяющихся в процессе подготовки. В спортивной практике выделяется ряд разновидностей методов строго регламентированного упражнения. К ним относятся, прежде всего, две основные группы: методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, преимущественно направленные на воспитание двигательных качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, следует выделять методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные). Разучивание движения в целом осуществляется при освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно. Однако, при освоении целостного движения, внимание занимающихся последовательно акцентируют на рациональном выполнении отдельных элементов целостного двигательного акта.

«При разучивании более или менее сложных движений, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведет к интеграции в единое целое ранее освоенных составляющих сложного упражнения». (Масалова О.Ю., 2011)

При применении этих двух методов освоения движений большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям.

Методы, направленные преимущественно на совершенствование двигательных качеств. Структура практических методов тренировки определяется тем, имеет ли упражнение в процессе однократного использования данного метода непрерывный характер или дается с интервалами для отдыха, выполняется в равномерном (стандартном) или переменном (варьирующем) режиме.

В процессе спортивной тренировки упражнения используются в рамках двух основных групп методов – непрерывных и интервальных. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и произвольными паузами отдыха.

При использовании обоих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режиме. В зависимости от подбора упражнений и особенностей их применения тренировка может носить комплексный (интегральный) и избирательный (преимущественный) характер. При комплексном воздействии осуществляется параллельное совершенствование различных качеств, обусловливающих уровень подготовленности спортсмена, а при избирательном – преимущественное развитие отдельных качеств. При равномерном режиме использования любого из методов интенсивность работы является постоянной, при переменном – варьирующей. Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать (прогрессирующий вариант) или неоднократно изменяться (варьирующий вариант).

Непрерывные методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

«Возможности непрерывных методов тренировки в условиях переменной работы значительно многообразнее. В зависимости от продолжительности частей упражнений, выполняемых с большей или меньшей интенсивностью, особенностей их сочетания, интенсивности работы при выполнении отдельных частей, можно добиться преимущественного воздействия на организм спортсмена в направлении повышения скоростных возможностей, развития различных компонентов выносливости, совершенствования частных способностей, определяющих уровень спортивных достижений в различных видах спорта». (Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л., Палтиевич Р.Л., 2011)

В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью.

Интервальные методы тренировки (в том числе повторные и комбинированные) широко применяются в практике спортивной тренировки. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными произвольными паузам и является типичным для данных методов. В одном комплексе могут также сочетаться прогрессирующий и нисходящий варианты.

Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну (например, 10x800 м. – в беге, 6x5 км. в лыжном спорте и т.п.) или несколько серий 6х (4х50 м.) в плавании и т.п.

В режимах непрерывной и интервальной работы в спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

II. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом. Однако одна из главнейших функций игры – педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Игровой метод в спортивной тренировке характеризуют в целом следующие черты (Спенсер Г., 2011):

    «Сюжетная» организация. Деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется, либо специально создается, исходя из потребностей тренировки, как условная схема взаимодействия играющих, что характерно для современных спортивных игр.

    Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности:

    широкая самостоятельность действий, высокие требования к инициативе, находчивости, ловкости;

    моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность;

    вероятное программирование действий и ограниченные возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав, так и степень их влияния на занимающихся.

Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша. «Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивных тренировок не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях». (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2002)

III. Соревновательный метод.

Соревновательный метод в процессе спортивных тренировок используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. Основная определяющая черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический «фон», который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному появлению функциональных возможностей организма. Во время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижения.

IV. Словесные и сенсорные методы – методы использования слова и чувственной информации. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

    рассказа, беседы, обсуждения;

    инструктажа (разъяснения задания);

    сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения);

    указаний и команд (в повелительном наклонении);

    оценки (текущая коррекция выполнения);

    словесного отчета и взаимопояснения;

    самопроговаривания стержневых установок выполнения (например, «сильнее», «держать» и др.

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.

Формы реализации сенсорных методов: показ упражнения; демонстрация наглядных пособий; использование моделей и макетов; кино- и видео – демонстрации; избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.

В состав сенсорных методов входят:

    метод направленного «прочувствования» движения (с акцентом на основе или каких-либо деталей техники);

    метод ориентирования (введение в задание дополнительных ориентиров);

    методы лидирования и текущего программирования (видео-, звуко-лидеры и пр.).

Все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной практики. При подборе методов необходимо следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности.

Многосторонний характер спортивной тренировки предполагает использование широкого круга средств для воздействия на организм спортсмена. Их многообразие определяется характером спортивной дисциплины, этапом подготовки, квалификацией, полом и возрастом занимающихся и многими другими факторами. Систематика этих средств с учетом целенаправленного их приложения является важной задачей тренировочной методики. При ее решении особенно важно иметь в виду, что тренировочный процесс представляет непрерывное чередование работы и отдыха (нагрузки и восстановления) как на отдельных занятиях и микроциклах, так и на более крупных этапах подготовки. Из этого следует, что средства тренировки должны стимулировать (максимально эффективно) и эти два процесса – нагрузку и восстановление. Они наиболее ярко выражены в видах спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью. В основе этой деятельности лежат физические упражнения, что определяет их роль как основного средства морфофункциональной специализации организма.

В зависимости от своей динамической и кинематической характеристики в отношении конкретной двигательной деятельности физические упражнения могут разделяться на три главные группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеразвивающие упражнения.

Соревновательные упражнения – это типичные для соответствующего вида спорта или спортивной дисциплины целостные двигательные действия, которые являются предметом специализации и исполняются в соответствии с правилами соревнований. Их качественная характеристика определяется тем, что по динамике нервно-мышечных усилий и по внешней структуре они являются адекватными специфической деятельности.

В зависимости от их структурной организации они разделяются на несколько основных групп, подгрупп и видов (Л. П. Матвеев и соавт.).

  • 1. Моноструктурные упражнения – относительно стабильные формы, которые разделяются на две подгруппы:
    • скоростно-силовые упражнения (прыжки, броски, метания в легкой атлетике, поднятие тяжестей и др.);
    • циклические упражнения для развития выносливости при различной мощности: бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде и др.
  • 2. Полиструктурные упражнения – переменные формы, которые варьируют в зависимости от условий соревнования:
    • лыжно-альпийские дисциплины;
    • спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей и др.);
    • единоборства (борьба, бокс, фехтование и др.).
  • 3. Комплекс соревновательных упражнений:

Кроме этой классификации физических упражнений существуют и другие. В зависимости от способа, каким проявляются физические (двигательные) качества: скоростно-силовые упражнения; упражнения на выносливость; координационные упражнения; упражнения с комплексным проявлением качеств.

С точки зрения вложенных усилий упражнения могут быть разделены на имеющие максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную мощности.

Независимо от специфического характера соревновательных упражнений их одностороннее применение в тренировке не может решить проблему спортивного совершенствования. Основной причиной этого является неизбежная адаптация к ним организма, которая приводит к быстрому снижению их стимулирующего воздействия. С другой стороны, посредством этих упражнений нельзя создать необходимую максимальную нагрузку вследствие неизбежных ошибок в техническом исполнении. Эти и некоторые другие причины заставляют использовать в процессе тренировки и другой вид физических упражнений.

Специально подготовительные упражнения – это такие двигательные действия, которые по ряду характеристик являются близкими, но не тождественными соревновательным упражнениям. Они могут выражаться или в динамической, или в кинематической структуре, но не в обеих одновременно (в таком случае они не отличаются от соревновательных упражнений). Эта особенность специально подготовительных упражнений имеет исключительное значение для повышения эффективности спортивной подготовки. В наибольшей степени это относится к развитию физических качеств (преимущественно скоростно-силовых возможностей). Так, например, временно пренебрегая внешней структурой двигательного действия, но сохраняя динамику нервно-мышечного усилия, создаются условия для значительной нагрузки на работающее звено (группу мышц). Достаточно вспомнить, что в подготовке атлетов-прыгунов, баскетболистов, волейболистов и других спортсменов для развития прыгучести широко используются упражнения с подскоками и с преодолением от больших до максимальных сопротивлений (штанга, свинцовые пояса, тяжелая обувь и другие упражнения).

Одним из больших преимуществ специально подготовительных упражнений является их применимость и в неспецифических (отличающихся от соревновательных) условиях. Так, например, в плавании используются имитационные упражнения на суше с искусственным увеличением веса тела; для лыжников-альпинистов – слаломные трассы без снега, для лыжников-бегунов – роликовые коньки; отличным средством для подготовки прыгунов в воду являются упражнения на батуте и т.д. Эти и другие преимущества специально подготовительных упражнений сделали их в последние годы основным средством спортивной подготовки. В ряде видов спорта их удельный вес достигает 50–60% от общего объема тренировочной работы. На этой основе была разработана система вспомогательных тренажеров – для силовой подготовки, для технического совершенствования и пр., что обогатило тренировочную практику новыми видами тренировочных средств.

Общеподготовительные упражнения – это такие двигательные действия, посредством которых решаются преимущественно задачи общей подготовки спортсмена. Для этой цели может использоваться широкий круг упражнений, в различной степени приближающихся к соревновательным и специально-подготовительным упражнениям, либо к упражнениям, коренным образом отличающимся от них. Применение общеподготовительных (общеразвивающих) упражнений является необходимым условием повышения общей и специальной тренированности спортсмена. Посредством этих упражнений нейтрализуется однообразие соревновательных упражнений и стимулируются функции всех органов и систем в организме.

В наибольшем объеме средства общей подготовки используются в подготовительном и переходном периодах, но в последние годы была доказана их высокая эффективность и в период соревнований (особенно в рамках так называемых тонизирующих и разгрузочных микроциклов). Объем и интенсивность общеподготовительных упражнений варьируются в очень широких границах, в зависимости от вида спорта и этапов подготовки, но во всех случаях они должны быть сообразны с индивидуальными особенностями спортсмена.

Указанные до сих пор "активные средства тренировки" могут в различной степени использоваться как для нагрузки организма, так и для помощи процессам восстановления. Кроме них в тренировочной практике с успехом применяются и другие средства воздействия. Так, например, в последние годы все чаще используется так называемое идеомоторное упражнение, с помощью которого (на базе представления о движениях) возникают ритмические импульсы в тех мышечных группах, которые производят движения. Этот феномен был установлен еще Фарадеем (1853) и Шеврялом (1856), а впоследствии многократно доказан И. П. Павловым, А. Н. Крестовниковым, В. В. Васильевой и др.

Одновременно с этим используется и большое число средств для активного и пассивного восстановления – массаж и самомассаж, различные электро- и гидропроцедуры, сауна, физиотерапевтические и медикаментозные средства и др. В своей совокупности они оказывают необходимое воздействие на процессы катаболизма и таким образом стимулируют морфофункциональную специализацию организма.

Методы тренировки. Воздействие тренировочных средств на организм спортсмена в наибольшей степени зависит от методов (способов) их приложения. В зависимости от цели и задач тренировки в практической деятельности используется большое число методов, которые затрагивают различные стороны подготовки (физическую, техническую, тактическую, психологическую и т.д.). Сущность этих методов и их систематизация также являются одной из переменных проблем в теории спорта. Это обязано объективным трудностям, вытекающим из сложного характера двигательной деятельности и различий в подходе к этой проблеме. Так, например, в ряде случаев методы рассматриваются с точки зрения нагрузок, в других – как способ организации тренировочных занятий. К этому необходимо добавить и большие терминологические различия, возникающие на чисто языковой основе, вследствие усиленного обмена информацией в области спорта. Вот почему в теории и особенно в практике встречаются такие термины, как "интервальная" или "фракционная" тренировка; "интервальная" работа, "интервальный метод", несмотря на то, что речь идет об одном и том же – об основном принципе воздействия на организм. Когда рассматриваются методы спортивной тренировки, необходимо иметь в виду, что речь идет о едином педагогическом процессе обучения, воспитания и совершенствования. Сущность этого процесса наиболее ярко выражена в совершенствовании вегетативных и двигательных функций под единым "руководством" ЦНС. На этой основе (с известной условностью) методы тренировки могут быть рассмотрены с нескольких сторон (рис. 4.9).

Рис. 4.9.

В основе первого подхода лежит способ, в соответствии с которым производится регулирование работы и отдыха как неделимых компонентов тренировочной нагрузки. С этой точки зрения ее можно осуществить по двум основным принципам:

  • 1) без перерыва (например, продолжительный бег умеренной интенсивности);
  • 2) с перерывом (с интервалами различной продолжительности).

Первый принцип можно осуществить двумя способами:

  • равномерным методом, при котором усилие сохраняется в определенных (стандартных) границах, т.е. не изменяется;
  • переменным методом, при котором нагрузка изменяется (варьирует) в различной степени, без перерыва работы.

В зависимости от задач тренировки равномерная работа может протекать на различном уровне – с более высокой или более низкой интенсивностью и с различной продолжительностью.

Переменный метод также может иметь различные формы в зависимости от степени вариативности, продолжительности активных и "пассивных" фаз, способа их чередования и т.д.

Второй принцип (интервальный ) может реализоваться путем двух методов:

  • повторного метода, при котором данная стандартная работа повторяется через определенный интервал отдыха;
  • интервально-переменного метода, при котором работа осуществляется по интервалам, но с переменной интенсивностью.

В дальнейшем произошел ряд модификаций этих двух методов. Имея разные названия, они не изменяют сущности принципа. Так, например, повторная работа для каждой отдельной тренировки может производиться с разной интенсивностью или производительностью. Различной может быть и продолжительность отдыха.

Что касается интервально-переменного метода, то здесь создается много комбинаций. Так, например, одновременно или последовательно могут изменяться продолжительность работы и ее интенсивность, а также продолжительность времени отдыха.

Приоритет каждого из них в процессе тренировки определяется, прежде всего, характером двигательной деятельности (ее сложностью, возможностями расчленения, уровнем спортивной подготовки и др.).

Указанные выше методы, которые часто определяются как строго регламентированные (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков), представляют "основной методический арсенал" спортивной тренировки. Их особенность выражается при спортивной тренировке, прежде всего, в повышенных требованиях к функциональным возможностям организма. Это стремление привело к различным конкретным формам приложения, которые часто определяются как самостоятельные методы (соревновательный, игровой, круговой и др.). Независимо от того, оправдан ли такой подход, более важным является тот факт, что полноценный успех в процессе спортивной тренировки можно получить только при умелом сочетании перечисленных методов и их многочисленных вариантов.

При рассмотрении средств и методов спортивной тренировки необходимо иметь в виду, что эффект от их применения значительно повышается, когда они умело сочетаются с другими дополнительными факторами подготовки (различными тонизирующими и восстановительными процедурами самого разного содержания).

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания :

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания :

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное со­четание названных методов в соответствии с методическими прин­ципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

Рис. 4. Система специфических и общеметодических методов, используемых в физическом воспитании

Методы строго регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физичес­кого воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруп­пы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы вос­питания физических качеств.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтро­лируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при ос­воении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленен­но-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала присту­пают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают са­мые трудные выделенные элементы и в заключение возвращают­ся к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не иска­жалась и не нарушалась их целостная структура.

Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) на­грузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организ­ме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и преры­вистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет со­бой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его раз­новидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементар­ных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения - это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть раз­личные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. При этом применяются упражне­ния с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предуп­реждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагруз­кой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

а) переменное упражнение в циклических передвижениях (пере­менный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);

б) переменное поточное упражнение - серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсив­ности нагрузок.

Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типич­ными разновидностями этого метода являются:

а) прогрессирующее упражнение (например, последователь­ное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;

б) варьирующее упражнение с переменными интервалами от­дыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется - 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке - 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интер­валами отдыха между ними).

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщен­ного воздействия в форме непрерывного и интервального упраж­нения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8-10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).

Рис. 5.

Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств.

Более подробно методы воспитания физических качеств рас­сматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».

Игровой метод

Всистеме физического воспитания игра используется для реше­ния образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигатель­ная деятельность занимающихся организуется на основе содержа­ния, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются :

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагоги­ческой необходимости с помощью игрового метода можно изби­рательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимаю­щихся значительных физических усилий, что делает ее эффектив­ным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют фор­мированию у человека самостоятельности, инициативы, творче­ства, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противобор­ства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоцио­нальности и привлекательности способствует формированию у за­нимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного ин­тереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограничен­ные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

Соревновательный метод

Соревновательный метод - это способ выполнения упражне­ний в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уров­ня подготовленности занимающихся. Обязательным условием со­ревновательного метода является подготовленность занимающих­ся к выполнению тех упражнений, в которых они должны сорев­новаться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет :

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
  • выявлять и оценивать качество владения двигательными дей­ствиями;
  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании

В физическом воспитании широко применяются методы об­щей педагогики, в частности методы использования слова (сло­весные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом вос­питании зависит от содержания учебного материала, дидактичес­ких целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, на­личия материально-технической базы, возможностей ее исполь­зования.

Словесные методы

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагоги­ческие и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управля­ет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, ока­зывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учеб­ного материала в повествовательной форме. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятель­ности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей младшего и среднего школьного возраста. В на­чальной школе, особенно в I-II классах, занятия физическими упражнениями проходят интересно (эмоционально), если они проводятся в форме «двигательных, дидактических рассказов»: отдельные действия-эпизоды последовательно развертываются по рассказу преподавателя. Эти действия объединяются каким-либо общим сюжетным рассказом, который дети сопровождают дей­ствиями, доступными их воображению и двигательному опыту.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа приме­няются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представле­ния о действии. Описание предусматривает четкое, выразитель­ное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их ве­личины, расположения в пространстве, форм, сообщение о ха­рактере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический мате­риал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первона­чального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, стро­гое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практичес­ки объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логичес­кой последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко ис­пользуется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена инфор­мацией между преподавателем и учащимися.

5. Разбор - форма беседы, проводимая преподавателем с зани­мающимися после выполнения какого-либо двигательного зада­ния, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д., в которой осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, после­довательное освещение определенной темы (проблемы).

7. Инструктирование - точное, конкретное изложение препо­давателем предлагаемого занимающимся задания.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png