Полное погружение в любимую тему — правильно подобранные лыжи позволяют получить неописуемое удовольствие от фрирайда.

Если вы новенький во фрирайде, то найдете массу полезной информации, которая обязательно поможет с выбором очередной пары.

  • Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда
  • Одна или две пары
  • Если производитель уже знаком
    • Где катаешься
    • Предпочтения
    • длина
    • ширина
    • рокер/кембер
    • жесткость/мягкость
    • радиус
  • Стоимость
  • Модели прошлых лет
  • Горные лыжи для фрирайда бу

Чтобы выбрать горные лыжи для фрирайда с минимумом неожиданностей, необходимо кататься вне трасс несколько лет на разных моделях.

Тогда будет возможность пользоваться опытом наката прошлых лет.

Без этого выбор будет похож на тыкание пальцем в небо или лотерею, будьте к этому готовы.

Для начала пройдем по теоретической части, потом возьмем лыжи на тесты, а затем примем решение о покупке.

Что такое горные лыжи для фрирайда

Для ответа на вопрос, что такое фрирайд, я написал , почитайте ее, если только начинаете.

Теперь поделим класс горных лыж для фрирайда на две большие части, в которых есть подкатегории:

  • Исключительно для паудера (глубокого снега)
  • Универсальные

Горные лыжи для паудера обеспечивают максимальное удовольствие от серфинга в снегу и совершенно не подходят для катания по трассам.

Фрирайд в глубоком паудере

Это лыжи с шириной талии от 110-115 мм и минимальным кембером (если положить лыжу на пол, то под креплением просвета не будет).

Горные лыжи для фрирайда с талией 95-105 мм, как правило, компромиссные варианты. Они обладают характеристиками, которые позволяют получать удовольствие в том числе от катания по трассам.

Я катаюсь по 70-90 дней в сезон в Красной Поляне, где выпадает много пушистого снега. И все же предпочитаю талию 106 мм — паудер если и выпадает, то его ближайшие запасы быстро раскатываются, а на дальние походы не всегда есть время.

Поэтому лыжи с талией более 115 мм подходят лишь тем, кто может себе позволить постоянно кататься в глубоком снегу (хели-ски), или же они могут стать второй парой (которая дополнительным грузом ляжет в багаж).

Как правильно выбрать горные лыжи для фрирайда

Я слышал это раньше и подтверждаю сегодня — лучший способ выбрать лыжи для фрирайда (и не только) — тестировать перед покупкой.

На больших курортах с этим нет проблем совсем — приличные прокаты, типа Riders Test & Rent на курорте Роза Хутор или Райдер в Шерегеше, с большим удовольствием дадут протестировать разные модели в течение одного дня без дополнительной оплаты.

Я делал так не раз в этих прокатах, уверен, что и другие на это идут. Помимо настройки креплений, я получал полезные рекомендации, какая модель для данного типа снега больше всего подойдет сейчас.

Тоже самое проделывал на курортах Европы и США, например, Aspen.

Так что если не жужжит в одном месте поскорее потратить время, то тестируйте. После катания на четырех моделях по шерегешским лесам, я понял, что только одна (из опробованных) больше всего подходила к той местности — в тот день это была K2 Hell Bent.

Одна или две пары

Иметь несколько пар горных лыж для фрирайда круто, но не практично. Если едешь кататься на авто, то в багажник на крышу можно накидать несколько моделей.

Тогда с утра, выйдя на улицу, будет королевская привилегия вытянуть из персональной стойки наиболее подходящую лыжу и отжечь без компромиссов.

Однако, я обламывался от необходимости постоянно съезжать вниз на переобувку — это была трата времени.

Сегодня у меня две модели для фрирайда — одна 106 мм, другая 115 мм. Катаюсь больше на первой, на второй выхожу, когда горы по-настоящему засыпает снегом.

Если производитель уже знаком

Одно время я катался на моделях Seth Morrison бренда K2. Я просто покупал одну и ту же модель, только свежего года, и не сильно волновался о небольших изменениях, которые вносились в конструкцию.

В общем, лыжи были предсказуемы.

Выбор горных лыж на основе популярности/отзывов

Каждый год проводится огромное количество тестов горных лыж на нашей планете. В том числе и для фрирайда:

  • Тесты журнала Powder
  • Тесты журнала Freeskier

Проводят магазины и издания, бренды и отдельные люди. Можно обобщить результаты и увидеть, что та или иная модель понравилась тем, кто тестировал, больше других.

Но понравится ли Вам — большой вопрос. Поэтому что ощущения тех, кто тестируют, сильно зависят от их опыта катания. А на тесты отбирают, хоть и не всегда, людей, которые действительно смогут понять, что у них пристегнуто к ногам, и что-то внятное о них сказать.

Возьмем к примеру этот отзыв. Талия в 114 и так говорит, что они для глубокого снега, разбитом снегу можно катать, но лучше выбрать вариант с более узкой талией.

«Не идеальные условия», видимо, значит, что лыжи катят… на разбитой целине или разбитой трассе? Тут не очень понятно.

Хорошая плавность хода и плавучесть — могу только догадываться, но уверенности нет.

Модель заняла 5-ое место в тестах, а вот эта — первое:

Видно, что относительные показатели разнятся в коротких дугах и мощности, в остальном — схожи. Я могу сделать предположение, что победительница лучше управляется на небольших скоростях, а вот про мощность опять задумался.

Тесты, скорее, оповещение рынка о том, что появились новые модели, поэтому отзывы это формальность, а не помощь в выборе.

Как не очень правильно выбирать лыжи для фрирайда

Если тесты недоступны, то выбирать горные лыжи для фрирайда будем дистанционно, принимая во внимание несколько факторов.

Уровень владения техникой фрирайда

Если у Вас нет большого опыта катания вне трасс, то выбирать широкие лыжи более 110 мм не стоит. Шансы таковы, что первые годы вы будете проводить на небольшом расстоянии от трасс, где свежевыпавший снег довольно быстро раскатывается.

Тут вам больше подойдут универсалы, например, Salomon QST 106, с талией 106 мм.

Как выбрать горные лыжи для фрирайда — Salomon QST 106

Где катаешься

В этом разделе честно отвечаем на вопрос: в каких условиях катаешься большую часть времени.

Например, выезжаю в Кировск (Хибины) раз в год. В Кировске почти не бывает глубокого снега из-за сильных ветров. Выпадает много, но быстро сдувает. Поэтому везти в эти горы широкие лыжи бессмысленно.

Тоже самое можно сказать про подмосковные или питерские горки.


В Кировских Хибинах снег всегда плотный и неглубокий

Просто вспомните рельеф, на котором вы катались последние пару лет (если они у Вас есть), и сделайте вывод.

Предпочтения

Если катаешься (а не думаешь, что катаешься) агрессивно, то лыжи для фрирайда надо выбирать в категории Большие горы или big mountains.

В таких лыжах талия может быть 100-110, обязательно наличие кембера и жесткость выше средней (жаль, что вы не можете пользоваться моей шкалой жесткости, она у каждого своя).

Правда, если вы катаетесь действительно экстремально, т.е. не первый год, то сами знаете, какие характеристики должны быть зашиты в вашей следующей модели.

Подбор лыж для фрирайда по техническим характеристикам

У лыж есть характеристики и параметры, и от них зависит их поведение. То есть в дополнение к тому, как вы стоите на лыжах, в каких условиях катаетесь, они будут влиять на уровень удовольствия вождениях этих шутк.

Раньше, когда технологий — кемберов, композитов, рокеров — было меньше, значения, к которым мы переходим, имели ярко выраженное влияние на поведение лыж.

Сегодня при выборе горных лыж для фрирайда надо учитывать нововведения.

Длина

Если идем кататься на открытых участках, где можно набрать скорость, беру лыжи больше своего роста (184 см). Чем больше ростовка, тем лыжи стабильнее при таком катании.

Если едем в лес, то нужна управляемость на небольших и средних скоростях, поэтому лыжи беру в рост или меньше.

Ширина

Если кататься по глубокому снегу быстро, то ширина становится не так важна — на скорости лыжи плывут ближе к поверхности, а не тонут.

Если снег глубокий и хочется попрыгать на кочках в медленном темпе — чем больше талия (и площадь лыж), тем лучше.

Если видимость плохая, а снега много — талия широкая, лыжа меньше или в рост. В таких условиях разогнаться будет негде, поэтому снова берем широкие лыжи.

Пример лыжи для фристайла в глубоком снегу — Movement Fly 125:

Рокер / кембер

Рокер помогает лыжам всплывать (а в разбитом снегу, даже на трассах, не дает закапываться носом и бережет от падений).

Рокер может начинаться от центра лыжи или ближе к концу. Если рокер ближе к концам лыж, то по центру есть кембер.

Если положить лыжи на пол, то просвет между полом и лыжей по центру говорит о наличии кембера.

Чем больше кембер, тем стабильнее лыжа на большой скорости и тем тяжелее ей управлять при медленном катании, например, в лесу.

Чем больше рокер (максимальный начинается от центра лыжи, в этом случае кембера нет), тем легче даются повороты вне трасс. Такие лыжи, при большой ширине и относительной для каждого райдера ростовке, использую для внетрассового фристайла — прыжков и трюков целине.

Как выбрать горные лыжи для фрирайда — rocker

Жесткость / мягкость

Жесткость плюс кембер делают горные лыжи для фрирайда еще более стабильными на большой скорости и усложняют повороты на малых скоростях.

Если неагрессивно серфить в глубоком пушистом мягком снегу в лесу, то лучше выбирать мягкие лыжи с большим рокером.

Жесткость (не продольная) для каждого разная, и познается она в сравнении. С опытом, прогнув лыжу по центру руками, можно понять, насколько она жесткая для конкретного райдера, а не для всех катающихся на горе.

Радиус

В этом случае применяют обычные правила: маленький радиус (например, 15 метров) — легче делать короткие повороты; большой радиус (25 метров) — дуги будут широкими, может не хватить ширины трассы для одного полноценного поворота.

Если катание будет проходить исключительно вне трасс, но на кант лыжи поставить не удастся (повороты выполняются сбросом лыж), значит радиус не так важен.

Горные лыжи для фрирайда и скитура

Катание вне трасс можно совместить со скитуром. Тогда Вы сможете добираться до вершин, не снимая лыж. И не потонете в глубоком снегу.

Крепления на лыжах для скитура позволяют, при движении вверх, отрывать пятку ботинка, как на беговых лыжах. В этом случае, ходьбы становится более естественной, а подъем быстрее.

Выбираем горные лыжи для фрирайда — лыжи для скитура

Это зарождающийся класс лыж, которые а) должны быть легкими, чтобы не тащить лишний вес при движении вверх, б) достаточно жесткими, чтобы уверенно управлять лыжами на спуске.

Классические лыжи для скитура не предназначены для спусков (лишь бы спуститься), потому что главная задача — быстрее взойти к вершине.

У фрирайдеров другой приоритет — спуски в глубоком снегу. Но вопрос, как добраться до заветных вершин, оставался открытым, пока они не увидели скитуровцев.

С этого момента началась эволюция горных лыж, на которых можно было бы и забираться повыше, и уверенно спускаться.

В лыжах для скитура были две основные проблемы: ширина и «сопливость». Если первая просто наращивалась, то попытки сделать лыжу пригодной для уверенных спусков (добавить жестокости) приводили к увеличению веса.

Но эти вопросы решаются за счет легких синтетических материалов, и сегодня на рынке есть отличные лыжи, которые и легкие, и жесткие.

Пример таких лыж: DPS Wailer 106 Tour 1.

Примеры горных лыж для фрирайда

Горные лыжи для фрирайда — Head Core 117

Liberty Origin 116

Горные лыжи для фрирайда — Liberty Origin 116

Rossignol Super 7 HD

Горные лыжи для фрирайда — Rossignol Super 7 HD

Стоимость

Стоимость горных лыж для фрирайда зависит от многих факторов.

Новые модели последнего сезона стоят 40 000 — 60 000 руб, иногда больше, но это скорее исключение. Если взять новую такую же модель, но прошлых лет (которая может отличаться только графикой), то цена упадет на 20-40 процентов.

В примере ниже одна из самых популярных моделей для фрирайда Atomic Bent Chetler со скидой 40 процентов. Так как модель удалась, то производитель не играет с огнем и серьезных изменений в конструкцию не вносит.

Это значит, что, покупая эти лыжи, вы получаете модель нового сезона, только со старой графикой. Конечно, это не правило, приходит время, и модель устаревает, но этим лыжам такое пока не грозит.

Горные лыжи для фрирайда со скидкой

Если спокойно относитесь к лыжам бу, то на Авито можно подыскать за полцены и ниже.

В последнем случае обязательно встанет вопрос состояния модели и совместимости креплений и ваших ботинок, а также достаточности диапазона DIN для вашего веса.

Всплываем

Какое же это удовольствие выбирать горнолыжное снаряжение! И, конечно же, горные лыжи для фрирайда не исключение. Это как заказывать новое блюдо в любимом ресторане, где все вкусно.

Напоследок. Я бы сначала почитал в интернете о новинках лыж в этом классе, потом пошел в горнолыжные магазины с широким ассортиментом (в разных магазинах могут быть разные бренды), поговорил с консультантами, но не покупал, как бы руки не горели запалить денег.

Вместо этого — тесты приглянувшихся моделей в горах. После этого подводим итог: совпадают ли ожидания после просмотра лыж с результатами после тестового катания.

Если да, то берем, если нет, то получаем опыт — не все, что блестит, золото.

А теперь уходим на поверхность — очередное погружение батискафа Паудер подошло к концу.

Если одного похода было мало, то вот еще по теме фрирайда:

Как помочь «начинающему» фрирайдеру (безотносительно его предварительной горнолыжной подготовки) выбрать свой первый комплект снаряжения?

Если посмотреть горнолыжные интернет-ресурсы, это, пожалуй, один из самых обсуждаемых там вопросов, по количеству кликов сравнимый только с «научите правильно катадзе» и «90-60-90 ищет попутчика для паездки в КуршАвель». Зачастую три этих топика начинаются одновременно одним пользователем по принципу «Хочу всё и сейчас».

Скажу сразу, увидев такой вопрос в начале темы, дальше не читаю, потому что практически каждый ответивший непременно расскажет о себе любимом и своём «любимом» (т.е. инвентаре), и критерий объективности отнюдь не самое важное в подобных обсуждениях. Поэтому не знаю, будут ли мои советы какими-то откровениями для интересующихся, но в любом случае постараюсь, чтобы они были полезными.

На самом деле человеку с большим опытом довольно трудно что-либо советовать начинающему, так или иначе «опыт» будет довлеть, и личные ощущения от какой-то определённой модели лыж не совпадут с ощущениями не то что новичка, но даже товарища со стажем. Есть одна беспроигрышная рекомендация: сначала пробуйте сами, а потом покупайте то, что подходит больше всего конкретно вам. По идее эту статью можно и закончить на этом месте. Но пару прописных истин на пару листов ещё упомяну.

Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.

К вопросу о ширине талии

Попытаюсь вспомнить себя, ищущего свои первые лыжи для глубокого снега... Как и многие, старательно штудировал результаты тестов различных лыжных журналов и форумных гуру, а в результате мне понравились лыжи, которые на тот момент всеобщего восторга не вызывали. Если быть точным, это были мои вторые целинные — Salomon Pocket Rocket. А первые выбрал просто по геометрии: сочетание максимальной ширины с минимальным собственным радиусом поворота. Ими были Kneissl (уже несуществующий бренд) с талией 80 мм, самой широкой не только в коллекции бренда того года, но и на европейском рынке. Не говорим о североамериканском рынке, где уже присутствовали модели от Atomic и Volkl для хели-ски с шириной более 100 мм, выпускавшиеся, как ни странно, ещё с «докарвинговых» времён.

Всё изменилось довольно резко в начале нулевых, которые у производителей горнолыжного инвентаря начались под лозунгом «Карвинг в массы, фрирайд — молодёжи!» Интересно, что в этой парадигме, так или иначе, мы живём и поныне. Первыми как всегда стали наши «американские друзья» в массовом сегменте — фирма К2. Помимо них в Штатах и Канаде уже на тот момент существовало немало гаражных брендов, выпускавших широкие лыжи для фрирайда и телемарка. Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть, что в Европе тоже кое-что было. Так вот, K2 отважились на модель с талией около 90 мм (AK Enemy, а потом Seth Pistols), с тех пор эта ширина стала стандартом для фрирайд-универсалов.

Лыжники с хорошей техникой, любящие трассовое катание, предпочитают именно такие модели — с талией 90-100 мм, по своим ходовым характеристикам стоящие ближе к расширенному слалом-гиганту (классическая постановка креплений, сочетание кэмбера с передним рокером, задний может и отсутствовать, возможно наличие титанала в конструкции, с хорошей торсионной жёсткостью), чем к целинным твинтипам с серединной постановкой креплений. Такая талия сочетается с собственным радиусом от 18 до 24 м (больший радиус требует более мощного, скоростного катания, а соответственно большего умения и силы). Эти универсалы отлично ведут себя на подготовленной трассе, но благодаря ширине уже всплывают в целине, всё зависит от её плотности и умения самого лыжника, а оно требуется.

Мягкие vs жёсткие

Но вряд ли эксперты читают подобные статьи — они сами дают рекомендации. Поэтому продолжим для тех, кто ещё не силён в технике (но, может, о себе так и не думает), но пофрирайдить уже не прочь.

Сразу бы хотел предостеречь от расхожего заблуждения, что чем лыжа жёстче, тем она «спортивнее», подразумевая продольную жёсткость. На самом деле «спортивность»-цепкость на льду связана с высокой торсионной жёсткостью, которую проще получить в продольно жёстких лыжах, но не обязательно (современные технологии тому в помощь). Выбор модели по жёсткости — очень индивидуальное дело и многофакторное. Обобщая, выделим следующие конструктивные особенности, характерные и для узких, и для широких лыж:

  • Жёсткая середина в моделях с кэмбером обеспечивает лучшую цепкость на льду: чем длиннее эта часть, тем на большей скорости вы стабильно (без срывов канта) можете делать резаные повороты.
  • Мягкая передняя часть (назовём это носком лыжи, хотя сам носок гораздо короче, чем то, что мы имеем в виду под этим названием — переднюю треть или четверть лыжи) облегчает вход в поворот, но требовательна к «продольной» работе — маятниковый перенос веса лыжника по длине лыжи в повороте. Слишком резкая загрузка носков может привести к тому, что лыжа взбрыкнёт, и вы полетите через голову.
  • Жёсткая пятка (опять же: не сама пятка, а, в среднем, последняя четверть длины), подстраховывает на приземлениях, но требовательна к технике: чуть «засиделся» в повороте — и уже несёшься вниз напрямую. Мягкая пятка в такой ситуации может просто вывезти поперёк склона, но при ошибке в приземлении уложить на спину. Да и как объективно считать, что мягко, а что жёстко? Порой можно услышать прямо противоположные мнения об одной и той же модели, хотя дотошные американские парни проводят тесты на жёсткость, нагружая лыжу стандартным весом и измеряя изменение прогиба.

Ростовка

Не вызывает споров, пожалуй, только один показатель — площадь скользящей поверхности лыжи. Абсолютная объективность, ни прибавить, ни убавить, если только не сломать. Понятно, что лыжи с большей поверхностью всплывают легче, т.е. на меньшей скорости. И тут мозг начинающего фрирайдера начинает дымиться от напряжения. Логика советует брать более широкие лыжи, а пугливое подсознание призывает к осторожности: «Ты не справишься с лыжами, которые шире твоих обычных на 40, а то и более миллиметров»! Расскажу историю. Человек, не умевший кататься на лыжах вообще, полетел за компанию со своими друзьями на хели-ски. Ну, и стало ему скучно, а может, обидно одному в вертолёте сидеть, ожидая других. Решил попробовать... И поехал. Технически, может, и неверно, но поехал. Потому как широкие лыжи в целине едут почти так же, как узкие по ратрачке. Опасаться стоит, скорее, не ширины, а излишней длины, особенно, когда форумные гуру талдычат про «...мочить и спрямлять и short skis sucks!»

Да, длина даёт преимущества на ходах, скоростную стабильность, но что делать, если техники ещё недостаточно и «поворот стопами» — незнакомое словосочетание, а перед вами не ледниковые поля среднего уклона, а лес или узкий кулуар, снег мокрый, а то и разбитый. Ответ один: берите лыжи в рост или немного выше. С годами я и многие мои хорошо катающиеся друзья (что интересно, разного роста и веса) пришли к решению: не длиннее 186 см! Такая длина оптимально сочетает стабильность и вёрткость. Хотя мода на двухметровые шпалы и нас не обошла.

Радиус поворота лыжи

Поговорим о собственном радиусе поворота лыжи (СРП). Для тех, кто не знает, что это означает, поясню. Если продлить линию выреза лыжи (вдоль канта), то она рано или поздно замкнётся в окружность, радиус которой и указан на каждой лыже. Такое геометрическое действие возможно, только если вырез одного радиуса (монорадиус) — такой у большинства райдовых лыж (у нас все такие), он обеспечивает просчитываемое ведение дуги.

Мультирадиус

Но бывает и мультирадиус, например, двойной как у моделей с V-shape (в текущем сезоне таких лыж у нас нет). V-образная форма, носок шире пятки, меньший радиус на носке облегчает вход в дугу, а больший на пятке даёт спокойно её завершить, кроме того такая форма обеспечивает «автоматическое» всплывание носка (а узкая пятка — тонет). Scott в некоторых своих моделях (например, Scrapper) использует иное распределение радиусов: очень большой в средней трети и меньшие на концах (возможность укоротить поворот активной продольной работой).

Лыжи с радиусом до 20 м

Целевое назначение короткорадиусных (до 20 м СРП) моделей — backcountry-freestyle. Наиболее популярны у начинающих райдеров из-за лёгкости использования в целине, чётко режут на жёстком снегу короткой центральной частью, а довольно длинные концы с рокером включаются в работу в глубоком снегу, стабильны на скоростях от низких до средних.

Лыжи с радиусом более 20 м

И третья группа лыж, о которой коротко упомянул в начале статьи, — с СРП больше 20 м. Довольно жёсткие продольно, задний рокер отсутствует или не выражен, с талией от 100 до 115 мм. Будут интересны мощно катающимся райдерам в самых разнообразных условиях. Кстати, именно такие модели дублируются производителями в облегчённом варианте для любителей фрирайда/ски-тура.

Пара замечаний по сочетанию формы лыжи с кэмбером и рокером. Наиболее характерное — весовой прогиб (кэмбер) в средней части совпадает с вырезом (часть лыжи от сечения с максимальной шириной в передней части до аналогичного в задней, за этими сечениями начинаются рокеры — подъёмы носка и пятки). Чтобы уменьшить инертность концов (многим не нравится, как они «болтаются» в плоском ведении, когда лыжи слабо закантованы), производители используют различные технологические новшества, призванные редуцировать вес и площадь этих частей лыжи. Некоторые бренды под чисто целинное катание производят полнорокерные (кэмбер наоборот) модели. Их преимущества в глубоком снегу очевидны, а вот на жёстком они требовательнее к технике (продольному балансу) лыжника.

Таким образом, оценив свои физические и технические возможности (или их недостатки), можно приблизительно понять какой формы, ростовки и жёсткости должны быть ваши первые лыжи, важно, конечно же, понимать, в каких условиях вы будете кататься. Многие заблуждаются, предполагая найти универсал на все случаи в горах, а начинающие к тому же хотят сделать это с первого раза. Блажен, кто верит.

Наш топ-10 лыж для новичков во фрирайде

Подборка лыж этого сезона. Одни уже в магазинах и на сайте, другие в пути и скоро появятся в наличии.

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

Фрирайд – катание в отсутствии проложенных и укатанных трасс – это занятие для лыжников, которые хорошо освоили горнолыжный спорт. Езда по нетронутому снегу вне горнолыжной инфраструктуры дарит фантастическое ощущение свободы. Но такое катание опасно, оно требует определенной физической подготовки, умения ориентироваться на склоне, способности быстро реагировать и принимать правильные решения.

Так как фрирайдом увлекаются далеко не новички в горнолыжном спорте, как правило, каждый фрирайдер знает, какие лыжи его наиболее устраивают. Здесь многое решают личные предпочтения и субъективные ощущения при катании. Например, кому-то нравятся лыжи покороче и поманевреннее, другой предпочитает более длинные и жесткие. Однако на некоторые основные вопросы нужно ответить, чтобы дать начинающим общие представления о фрирайдерских лыжах и их выборе.

Если вы хотите кататься вне подготовленных трасс не просто хорошо, а отлично, то без специальной фрирайдерской экипировки не обойтись.

Не секрет, что и в горных лыжах-универсалах можно кататься по неподготовленному снегу. Большинство горнолыжников так и поступают: первые несколько раз спускаются по неутрамбованному склону на своих обычных лыжах и только через какое-то время пробуют купить специальные для фрирайда. Универсалы с талией 80-90 см хорошо ведут себя на разных по качеству трассах, в том числе и на целине глубиной до 20 см.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Традиционные фрирайдовские лыжи – это паудер. Они – самые широкие из всех горнолыжных: имеют порядка 150 мм ширины в носке и пятке и около 120 мм – в талии. Есть и суперширокие модели, имеющие в талии до 140 мм.

Паудеры идеальны для катания по мягкому снегу глубиной от 20 см. Нетронутые «дикие» склоны гор или холмов, лесистые и овражистые места со слоем снега толщиной в 1 м – условия, для которых созданы паудеры. В то же время на укатанных склонах они медлительны и неповоротливы. А суперширокие варианты для этой цели не подходят совершенно.

Фрирайдерские универсалы уже, чем паудер, но шире обычных all mountain: имеют в пределах 130-140 мм на носке и в пятке и около 100-105 мм – в талии. Они хороши на мягком снеге глубиной до 30 см и на подготовленных склонах с разбитым снегом.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Длина и ширина

Общее правило: чем габаритнее (длиннее и шире) лыжи, тем они менее маневренны и требует прикладывания больших сил для управления. По этой причине слишком длинные и/или широкие лыжи не имеют очевидных преимуществ для начинающих фрирайдеров.

Оптимальные параметры фрирайдерский лыж для начинающих:

  • длина – соответствует росту лыжника +/-5 см;
  • ширина талии – 100-105 мм.

Для большинства опытных катающихся достаточными будут следующие параметры:

  • длина – рост + 5-10 см;
  • ширина талии – до 120 мм.

Более широкие варианты узкоспециализированы: они идеальны для полуметрового слоя зимнего снега и более.

Радиус выреза

Общее правило: чем меньше радиус, тем меньше дуга поворота. Поэтому:

  • если вы собираетесь кататься в лесу и по оврагам, то лучше брать более юркие лыжи с радиусом до 15 м;
  • если вы ориентируетесь на склоны, то радиус 20 м (или около этого значения) будет оптимальным.

Как правило, больший радиус имеют более узкие лыжи. Им не нужна лишняя суета, а больший радиус на склоне позволяет лучше управлять. И наоборот. Например, одна из уникальных паудер-версий имеет геометрию 165-108-140 и радиус выреза всего 11 м. По отзывам горнолыжников лыжи с такими параметрами идеальны для профессонального фрирайда:

  • никогда не тонут в снегу;
  • на фирне демонстрируют такой же ход как на подготовленной трассе;
  • не проламывают снежную корку.

В тоже время такие лыжи могут быть неплохим вариантом для начинающих фрирайдеров, которые имеют серьезное намерение кататься вне проложенных трасс.

Жесткость и весовой прогиб

Для классического фрирайда лучше выбирать мягкие и широкие лыжи, чем жесткие и узкие. Жесткость традиционно связана со скоростью и агрессивной манерой катания. Во фрирайде все наоборот: глубокий снег и невысокие скорости. Кроме того, более мягкими лыжами легче управлять. Но могут быть и исключения. Например, если вы предполагаете кататься преимущественно весной, когда снега уже немного, и он достаточно плотный, то жесткость будет предпочтительнее мягкости.

Весовой прогиб определяется визуально. У фрирайдерских версий он очень небольшой. Поэтому определить уровень жесткости у таких лыж обычным методом не получится.

Естественно, параметр жесткости находится в непосредственной взаимосвязи с габаритами лыжника и длиной лыж. Скажем, если ваш рост 170 см, и вы берете лыжи 180 см, то жесткость должна быть средней при весе в 60 кг. Если лыжи будут короче, то они должны быть более жесткими.

В общем, категория жесткости весьма эфемерна, и, пока вы не встанете на снег, вы не сможете сделать адекватную оценку. Поэтому перед тем как купить, больше интересуйтесь отзывами других фрирайдеров, знакомьтесь с обзорами моделей, выпущенных в предыдущих сезонах и уже обкатанных другими горнолыжниками.

Производители и цены

Производством горных лыж занимаются десятки компаний. У каждого производителя имеется 10-20 и более исключительно фрирайдерских или универсальных моделей. В России популярны лыжи для фрирайда следующих брендов: Volkl, Movement, Salomon, DPS, Fisher, Rossignol, Majesty, Stockli, Whitedot, Atomic, Goodboards .

Традиционно Fischer и Rossignol лидируют в премиальном сегменте. В целом, ценовое различие между брендами несущественно. У каждого производителя можно найти дешевые или дорогие модели, лежащие в одной и той же ценовой категории. Диапазон цен – от $200 до $1300. Наиболее ходовые модели находятся в ценовом сегменте $400-$700.

На стоимость модели большее влияние оказывает не бренд, а сезон выпуска: самые дорогие – лыжи, выпущенные в текущем году и ориентированные на предстоящий сезон. Со временем эти модели теряют в стоимости и заменяются в топе новейшими версиями.

В процессе проведения нашей фрирайд-школы мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени. Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я - за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.
Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требует времени и внимания.

1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс?

Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max,ростовка(по сравнению с ростом райдера) min/maх,жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит, как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?

Выбор оптимальной лыжи для фрирайда занятие глубоко личное, почти интимное)) Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.

Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?

Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробоватьBlackDiamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.

Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?

Беговые и спортцех))

С каким рокером лучше брать лыжи?

Не парьтесь, честно.

Установка креплений: по каким меткам? стоит ли переставлять крепления?

Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.

Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?

Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.

Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)

Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.

Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?

Специально ставить ски-тур крепления для участия в наших программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. С ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться)

Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?

Палки должны нравиться) Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания.Если по этому поводу возник вопрос, значит еще рано во фрирайд))) В наших программах удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.

Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?

Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.

Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?

Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме

Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?

Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда))

2. Особенности в технике катания вне трасс.

Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания?Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня? Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать? Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах? Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)?На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах? Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?

Долго я парился над этим разделом, все лето)) И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно))

Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься . Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься))

Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему то широко распространено мнение, что во фрирайде главное - «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» - уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.

Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании) Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.

Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия -

При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.

Мне лично проще, да.

Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?

Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?»)))

3. Вопросы общего характера:

Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?

Вы можете кататься как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)) Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор, и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.

1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне.Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» - ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.

2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.

3. Лавины не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.

4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.

Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?

Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.

Где и как я могу узнать больше о фрирайде?Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда?Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?

Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд - это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.

уфф, я одолел это, Алекс, теперь твоя очередь))

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png