Анна Вахрушева
Конспект занятия по коррекции заикания у детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк»

Тема : «Зоопарк »

Цели :

Образовательные : научить расслабляющим упражнениям, правильному дыханию, формировать навыки самостоятельной речи.

Воспитательные : формировать способность умения перевоплощаться, воспитывать доброе отношение к животным.

Коррекционные : совершенствовать общую и мелкую моторику, развитие мышц артикуляционного аппарата.

Оздоровительные : создание радостной комфортной обстановки, развитие дыхания, правильной осанки, координации движений.

Оборудование : картинки с изображением животных, колыбельная песенка.

Ход занятия:

1. Оргмомент

Логопед : Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Сообщение темы

Логопед : Назовите животных, которых вы видите на картинке (белка, обезьяна, жираф, белый медведь, волк, слон)

Скажите, пожалуйста, где мы сможем увидеть сразу всех этих животных? зоопарке )

Правильно, мы сегодня с вами отправляемся в зоопарк .

3. Динамическое упражнение «Походка»

Логопед : я вам буду показывать картинку с изображением, а вы показываете как тот, кто изображен на картинке передвигается (мальчик- идем, зайчик – прыгаем, птица – размахиваем руками имитируя взмахи крыльев, лиса - крадемся, медведь- ходьба в перевалку на внешней стороне стопы, цапля – стоим на одной ноге).

4. Артикуляционная гимнастика

А) звукоподражание. Все звуки произносятся на медленном выходе.

Логопед : я называю животное, а вы изображаете как оно подает голос (тигр – р-р-р, змея – ш-ш-ш, жук –ж-ж-ж, комар – з-з-з, лошадка – цоканье).

Б) Упражнение «Хоботок»

Логопед : мы подошли к клетке со слоном, вытяните губы «хоботком» . Напряглись губы. А теперь они стали мягкими ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены) .

Логопед : слушайте и делайте как я.

Подражаю я слону :

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И рассла- а- бле-ны…

В) упражнение «Лягушки»

Логопед : внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука И. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ)

Логопед : а теперь слушайте и делайте как я.

Вот понравилось лягушкам :

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану

И не, сколько не устану!

Губы не напряжены

И рассла- а- бле-ны…

5. Массаж лица «Комарик»

Логопед : маленький комарик летает и садится на наше лицо, давайте прогоним его. Повторяйте все движения за мной. Комарик сел на носик, (проводим кулачками по крыльям носа, комарик сел на лобик (всеми пальцами провести по лбу от середины лица, комарик сел на щечку (пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза, комарик сел на ушки (растереть ладошками уши ) . Комарик улетел.

6. Игра «Доскажи словечко»

Логопед : я загадываю загадку, а вы должны досказать словечко.

*Кто в лесу зимой холодной

Ходит злющий и голодный?

Кто в зайчатах знает толк?

Догадались? Это … (волк)

*Этот зверь какой –то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится … (жираф)

*На носу у него вырос рог,

И зовут все его … (носорог)

*По реке плывет бревно,

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит … (крокодил)

7. Релаксация.

Логопед :

Очень долго мы гуляли

И немного мы устали,

Мы уходим со двора

И зверятам, и ребятам

Спать пора, спать пора. (Звучит колыбельная)

8. Итог занятия :

Логопед : большое спасибо, ребята. Зверята остались довольны знакомством с вами, а вы? (ответы детей ) .

1.Организационный момент

Ребята, здравствуйте! Меня зовут Александра Михайловна и мы сегодня вместе проведем занятие. Давайте поздороваемся друг с другом. Сначала погладим соседа по ладошке по очереди. Теперь давайте хлопнем друг друга по ладошке. Молодцы!

Знакомство с этапом ведения речи:

Сегодня у нас на занятии новое правило: сначала послушай, а потом повтори.

2.Введение в тему

Ребята, рассаживайтесь на ковре и не забудьте снять обувь.

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
И самый лучший праздник вам
На радость подарю!

А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ...
(Зима)

Умницы! Сегодня к нам в гости на занятие пришла зима.

3. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением

Наша гостья зима, приглашает нас отправится на зимнюю лужайку. Давайте представим, что мы сидим на этой зимней лужайке.

Садитесь на ковер, но не забудьте снять обувь.

А) Расслабление мышц рук

1. «Снежный комок»

Посмотрите вокруг, сколько много снега. Давайте, представим что мы берем его в ладошки и крепко, крепко сжимаем, чтобы у нас получился снежный ком. А теперь отпускаем наш снежный ком. И еще раз берем снег в ладошки и сжимаем сильно, сильно. И отпускаем.

2. «Северный олень»

Давайте представим, что мы превратились с оленей деда мороза. У нас выросли красивые, сильные рога, как у настоящих северных оленей.

Б) Расслабление мышц ног

Упражнение «Сосульки»

Ребята, вы наверное все видели, как зимой под крышами растут длинные сосульки. Сейчас наши ножки, тоже провраться в такие длинные, твердые сосульки.

Мы будем тянутся вперед носочками, чтобы у нас получились самые настоящие сосульки. Тянем, чтобы почувствовать напряжение в ножках и отпускаем.

В) Расслабление мышц ног, рук и корпуса.

1) «Снежный ком»

Дети, скажите, а вы любите лепить снеговика?

Зима- это самое подходящие время, чтобы лепить снеговика. Давайте представим, что мы скатали большой снежный ком для снеговика и нам его нужно донести до нужного места.

Сожмите кулаки. Наклонитесь, возьмите ком. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело нам нести такой большой ком! Подержали его. Устали руки и положили ком на землю.

2) «Снежинки»

Давайте представим, что мы - снежинки. Заметает вьюга, мы летим в разные стороны (стоя на месте, с силой раскачиваемся из стороны в сторону с поднятыми руками – все мышцы напряжены). Ветер стих, а из снежинок получился большой сугроб. Замерли снежинки, расслабились(дети садятся на пол, как удобно, расслабляют мышцы).

Г) Внушение состояния покоя по представлению

Давайте теперь ляжем на пол, чтобы друг другу не мешать и закроем глазки.

Представьте себе, что все вы – легкие снежинки, очень красивые и весёлые. Вас подхватывает ветерок и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Маленькие снежинки поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждую снежинку … (пауза – поглаживание детей). Обдувает снежинки …, ласкает снежинки … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза.

4.Развитие дыхания

Итак, мы с вами все еще на снежной поляне. В се вокруг белым бело, какой здесь свежий морозный воздух. Давайте подышим этим воздухом.

Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.

Ах! Какой морозный воздух.

Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

4.а Работа над гласными. Игра «Эхо»

Я предлагаю вам сыграть в игру «Эхо».

Я буду произносить звуки, а вы за мной повторяйте.

(Сначала произносятся отдельные звуки, потом весь звуковой ряд вместе)

Теперь за мной повторяют только мальчики.

Теперь только девочки.

Теперь девочки произносят громко, громко, а мальчики тихо и тихо.

И наоборот девочки тихо, а мальчики громко.

4.б Развитие речевого дыхания

Дети, скажите, а когда потеряешься что нужно кричать? Ау!

Давайте и мы с вами крикнем громко громко: ау! А теперь тихо, как мышки: ау!

Повторение правила безопасного поведения:

Молодцы! Ребята, я думаю вы помните, что ходить одним опасно и можно потеряться. Поэтому не ходите одни.

А сейчас одевайте обувь и садитесь за столы.

5.Знакомство с темой занятия. Коррекционная работы на этапе отраженной речи. Актуализация словаря по теме «Зима. Зимние признаки. Зимующие птицы».

Ребята, смотрите какая красивая у меня картинка. Она вам поможет догадаться, о каком времени года я сейчас расскажу.

Солнце светит мало, его лучи уже не согревают землю. Нет- нет, да и посыплется снежок. Замерзают лужи, речки, озера. Люди одевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Все вокруг белое.

1.Ребята, когда это бывает? - Зимой

2.После какого времени года приходит зима? - после осени

3.Какой первый месяц зимы? – декабрь

4.А какие еще месяцы есть в этом времени года? – январь и февраль

5.Какой главный праздник отмечают зимой? - Новый год

6. Как называются птицы, которые не улетают на юг, а остаются с нами зимой?- зимующие птицы

7. Что строят люди для птиц, чтобы помочь им зимой?- кормушки

6.Развитие психических функций. Игра «Исправь ошибки»

Ребята, посмотрите, сегодня нам с вами пришло письмо от снеговика. Он пишет нам о зиме. Я его прочитала, но не поняла. Давайте вместе прочитаем и разберемся в этом письме.

Зимой очень жарко. На улице ярко светит солнце. С неба падает снег. На деревьях много листьев. Дует теплый, легкий ветерок. Дети катаются на лыжах и санках. И лепят снеговиков из земли. Люди одевают теплую одежду.

Молодцы! Вы исправили все ошибки и теперь мы точно знаем, что бывает зимой.

7.Развитие анализа, расширение языкового словаря. Игра «Хлопни в ладоши».

А теперь, ребята, приготовьте свои ладошки. Сейчас вам нужно будет хлопнуть, когда вы услышите подходящее слово.

Снежинка- горит, тает, летает, идет, кружится, воет, стучится

Лед- горит, трескается, тает, говорит, тонет

Метель- кружится, воет, поет, стучится

Зима(какая?) - снежная, солнечная, жаркая, морозная, золотая, холодная.

8.Физминутка. Координация движения с речью

Первый раз я покажу сама. Второй раз сделаем вместе движений. А третий раз вместе повторим движения и стихотворение.

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

9.Дидактический синквейн. Развитие связной речи, обогащение словаря

Ребята, я предлагаю вам вспомнить нашу волшебную пятерку и попытаемся описать зиму, ее признаки.

  1. Кто/что
  2. Какой, какая, какие
  3. Что делает?
  4. Свое отношение (придумать предложение)
  5. Обобщающее понятие

10.Подведение итогов.

Ребята, про какую тему мы сегодня говорили? Какое время года сейчас на улице? Как называются птицы, которые остаются на зиму?

Вы хорошо поработали, молодцы!

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе вопросно -ответной речи.

«Путешествие в волшебный лес» Лексическая тема: «Дикие животные»

Гичко Ольга Михайловна.

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района г.Санкт -Петербурга.

Коррекционно - образовательные цели:

1.Закрепление представления о диких животных.

2.Активизация словаря по теме: дикие животные,

3. Построение предложения с предлогами: в,из, на, с, за, из-за,образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными, употребление предложного падежа существительного, подбор глагола к существительному, согласование числительных с существительным.

4.Закрепление навыка звукового анализа слов.

5. Закрепление знания об образе буквы.

6.Закрепление умения правильно задавать и отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционно - развивающие цели :

1.Развитие длительного речевого дыхания, Развитие просодических компонентов речи.

2.Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

3.Развитие оптико-пространственных представлений

4.Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки.

5.Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

6.Развитие эмоциональной сферы детей, воображение.

7.Развитие мышечного тонуса, мимической мускулатуры.

Коррекционно - воспитательные цели:

1.Воспитание устойчивого интереса к занятию, инициативы, стремление к активной деятельности,

2. Воспитание чувства товарищества-коллективизма.

3.Воспитание гуманного отношения к диким животным.

Оборудование:

Магнитная доска, компьютер, фланелиграф с набором деталей по теме: « Зима»(снежинка, дерево, падает снег, сугроб,дятел,синичка)

Аудиозапись « Зима»« Релаксационная мелодия»,

Костюм Старичка -Лесовичка.

Модули - пеньки, снежные комки, дорожка со следами,

Предметные картинки с изображением диких животных

Картинки с изображением жилища животных (нора, логово, дупло, куст.)

Картинки с изображением эмоции: грусть, недовольство, удивление, радость.

Картинки с изображением зайца: на пеньке, спрыгнул с пенька, в сугроб, вылез из сугроба, за деревом, из-за дерева.(для индивидуальной работы по количеству детей)

В цветной конверт вкладывается картинки с изображением дикого животного в количестве 5 штук(волк, лиса, заяц, белка,)

Предварительная работа:

Знакомство с эмоциями. Работа над длительностью речевого выдоха. Закрепление навыка правильно пользоваться компьютером. Чтение художественной литературы по теме: « Дикие животные».

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте.

А теперь вспомним как надо правильно и красиво говорить:

1. Внимательным будь, другим не мешай сначала послушай потом отвечай.

Проговариваем сопряжённо. Расходятся к месту. Сели на стульчики.

2 .Релаксация под музыку.

Логопед: Дети, посмотрите и представьте, что мы в зимнем лесу. (Включаем музыку)

Закроем глазки и послушаем музыку.

Музыку выключаем. Глаза открываем.

Логопед: - Какая звучала музыка?

Дети: Музыка звучала нежная. Музыка звучала красивая. Музыка звучала

спокойная.

Логопед: А что вы себе представили под звуки этой музыки?

Изображение картинок на доске.

Дети: Падает снег, кружатся снежинки, потрескивает мороз, шумят деревья,

где-то пролетела птичка и т. д.

3. Речь с движениями: «Мы пришли в зимний лес».

Логопед: Чтобы не замёрзнуть в зимнем лесу, мы с вами погреемся.

Мы пришли в зимний лес! Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит, Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся. И тихо на землю ложатся.

Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет, Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас! Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит, Так всю зиму и проспит.

4.Загадки о диких животных

Из-за елки выходит лесовичок.

Я старичок -лесовичок по лесу хожу за порядком гляжу.

Здравствуйте ребятки, я рад, что вы пожаловали в мои владения?

Лесовичок.:- А вы знаете, кто живет в моем лесу? Дети:- Да!

Лесовичок: Вам я загадаю загадки.

Отвечать будем по одному, на кого я покажу.

Садитесь на пенёчки и слушайте.

1.Посмотрите-ка, какая - Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (Лиса)

2.День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.

Ходит - бродит он молчком, Уши серые торчком. (Волк)

3. На сучке висит грибок.Кто его повесить мог?

Я раздвину ельник мелкий, Затаюсь - увижу … (белку).

4.У косого нет берлоги, Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги, А от голода - кора. (Заяц)

5. Он большой и косолапый, Говорят, сосёт он лапу.

Громко может он реветь, Что это за зверь? (Медведь). - все вместе.

Дети отгадывают загадки.

Молодцы. Вы хорошо умеете разгадывать загадки.

Лесовичок: Как назвать этих животных? Дети: Дикие животные.

Лесовичок: Почему их так называют? Дети- Они живут в лесу.

Лесовичок: Ой, засиделся я с вами сбегаю, проведаю свои владенья и вернусь, а вы погуляете.

5.Упражнение на дыхание Логопед: А мы подышим свежим, морозным воздухом.

Ах! Какой воздух! Дети разводят руками и глубоко вдыхают.

Ах! Какой морозный воздух.

Какой прозрачный и чистый воздух! Как дышится хорошо.

В зимнем лесу очень красиво. Все покрыто белым, пушистым снегом.

6. Психогимнастика Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру. (карточки с мордочками на доске)

Логопед: Что случилось? Что кругом? Шум и гам со всех сторон это зайка прискакал.

Он от мамы убежал.Зайка маленький, не всегда слушается, и бывает мама

его ругает или наказывает. А когда он послушный мама его хвалит, ласкает.

И от этого у зайки бывает разное настроение. Я буду называть вам зайкино

настроение, а вы выберете нужную карточку.

Логопед: Сидит зайка на пеньке и грустит:

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Дети показывают мимику грустного настроения

Логопед: потерялся в лесу и не может найти свою маму, рассердился на себя.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику сердитого настроения

Логопед: зайка увидел знакомую белочку.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают мимику удивления.

Логопед: не грусти мы с тобой поиграем и поищем маму.

Ребёнок снимает нужную картинку с мордочкой.

Дети показывают улыбку. Молодцы!

7. Игра в снежки «Мы немножко отдохнём и в снежки играть пойдём»

Логопед предлагает коробку со снежками.

Логопед: Дети возьмём в руки снежок. Слепим комок и бросим. Отряхнём снег с рук.

Дети выполняют движения.

8. « Куда спрятался зайка?» (Построение предложения с предлогам: в, из, на, с, за, из-за,)(с картинками)

Зайка побежал искать свою маму,а мы сядем за стол. Выберете себе картинки, рассмотрите. Напоминаю. Я буду спрашивать, а вы отвечать полным предложением.

Логопед задает детям вопросы:

Куда прыгнул твой зайчик? - Мой зайчик прыгнул в сугроб.

Откуда вылез твой зайчик? Мой зайчик вылез из сугроба.

Где стоит твой зайчик? - Мой зайчик стоит на пеньке.

Откуда спрыгнул твой зайчик? - Мой зайчик спрыгнул с пенька

Куда спрятался зайчик? - Зайчик спрятался за дерево.

Откуда выглянул зайчик? - Зайчик выглянул из-за дерева. Умница!

9. Игра «Чьи Следы» (образование притяжательных прилагательных и согласование с существительными)

Лесовичок: Я,вернулся, мне нужна ваша помощь. Звери наследили по всему лесу и запутали меня. Не знаю где, чьи следы? Никого найти не могу.

Лесовик: Выберите себе следы. Дети выбирают и встают около следов.

Лесовичок: Чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - я выбрал заячьи следы.

Лесовичок: А,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал беличьи следы.

Лесовик: Стас,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал волчьи следы.

Лесовичок: Саша,чьи ты выбрал следы?

Ребёнок - Я выбрал лисьи следы.

Ребята, идите по тем следам, которые вы выбрали, а мы посмотрим, куда приведут вас эти следы.

Дети пошли по следам и остановились каждый у своего места.

Лесовичок: Куда тебя привели лисьи следы?

Ребёнок: Лисьи следы меня привели к лисьей норе.

Лесовичок: Куда тебя привели беличьи следы?

Ребёнок: Беличьи следы меня привели к дереву с беличьим дуплом.

Лесовичок: Куда тебя привели заячьи следы?

Ребёнок:заячьи следы меня привели к кусту.

Лесовичок: Куда тебя привели волчьи следы?

Ребёнок: Волчьи следы меня привели к волчьему логову.

10.Игра « Где кто живёт?» (употребление предложного падежа существительного) (Перекрёстный опрос.)

Логопед: Ребята, а теперь вы будете задавать друг другу вопросы про своего животного и отвечать на них.

Дети задают вопросы друг другу.

Саша: где живёт волк?

Ребёнок: Волк живёт в логове.

Стасик: Где, живёт лиса?

Ребёнок: Лиса живет в норе.

Устья: Где живёт белка?

Ребёнок: Белка живёт в дупле

Кирилл: Где прячется зайка?

Ребёнок: Зайка прячется под кустом.

Богдан: Где зимует медведь?

Ребёнок: Медведь зимует в берлоге.

11.« Кто выполняет эти действия?» (подбор глагола к существительному)

Лесовик: Как у вас здорово получилось задавать и отвечать на вопросы. А сейчас я вас поспрашиваю.

Логопед: Тогда подойдите к доске.

Ребёнок отвечает и ставит картинку на доску с изображением животного.

Лесовик: Выслеживает,бежит, воет… ребёнок….волк

Лесовик: Крадётся, бежит, хитрит…… ребёнок …..лиса

Лесовик: Прыгает, пугается, дрожит… … ребёнок …заяц

Лесовик: скачет, перепрыгивает, прячется в дупл…. ребёнок …белка.

12.« Пересчитай животных » 1,2,3,4.5.(согласование числительных с существительным

Ребёнок -Один Волк, два волка, три волка четыре волка, пять волков.

Ребёнок: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Ребёнок:одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис

Ребёнок: одна белка, две белки, три белки, четыре белки, пять белок.

13 «.Выдели звук в слове»

Логопед: Лесовичок,а у вас есть школа в лесу?

Лесовичок: Да! Я скоро пойду в неё учиться.

Логопед: Мы тоже готовимся к школе. Уже умеем различать звуки в слове.

Вспомним.Какие гласные звуки вы знаете. Дети отвечают: А,о, у, и,э, ы.

Посмотри на доску. Логопед: Это кто? Ребёнок - волк.

Логопед: Какой гласный звук в слове: волк.

Ребёнок: В слове волк один гласный звук о

Логопед: Это кто? Ребёнок - лиса.

Логопед: Какие гласные звуки в слове: лиса.

Ребёнок: В слове лиса два гласный звука и, а.

Логопед: Это кто? Ребёнок - мишка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: мишка.

Ребёнок: В слове мишка два гласных звука: и, а

Логопед: Это кто? Ребёнок - зайка.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове: зайка.

Ребёнок: В слове зайка два гласных звука а, а.

14.Компьютерная игра «Собери из букв слово »

Лесовик: Ребята, давайте узнаем,как занимаются в лесной школе. В школе есть учитель крокодил,зовут его Кроко. Он умный и добрый.

Разделимся на две команды.

Логопед: Соберите из букв, слово лисичка. А Лесовичок посмотрит, чья команда справится быстрее?

Ребёнок нажимает на правильную букву. Молодцы! Мы поиграли со словом лисичка.

15. «Составь предложение со словом» : л исичка, заяц, волк, белка, медведь.

Логопед: Лесовичок, мы умеем придумывать свои предложение со словом лисичка.

Дети: Лисичка догоняет зайца. Зайка прячется от лисы. Белка на ветке

грызёт орешки. Волк выслеживает добычу.

Логопед: Какое предложение вам больше всего понравилось?

16.Релаксация под музыку. « Волшебный сон»

Логопед: Мы пройдём на волшебную полянку. Ложитесь, закройте глаза и

слушайте музыку. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и расслабляются под музыку.

Логопед: Представьте,вы лежите на теплом песке. Вам хорошо и приятно.

Дыхание ровное, спокойное.Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики

согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и

нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете

себя частью природы. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям.

Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». Ваша прогулка

была чудесной. Сели. Потянулись. Встали.16.Итог. Где вы, побывали? Что вам понравилось? Молодцы! Вы хорошо занимались. Вам лесовичок оставил под ёлочкой подарочки.

You have no rights to post comments

Приглашаю вас познакомиться с материалом, который я использую для индивидуальной работы с детьми. Каждый конспект разработан в соответствии с методиками, применяемыми в коррекции заикания: релаксационные упражнения, дыхательные и голосовые упражнения, речевые упражнения на координацию слова с движением, тематический стихотворный материал, речевые игры на воспитание спокойного темпа речи в предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1

Помахать руками, как птички крылышками – напряжение, опустить руки – расслабление.

Помахать руками, как при прощании - напряжение - кисти рук расслаблены- круговое движение кистями рук.

Сжать кулачки – напряжение, опустить руки – расслабление.

2. Дыхательные упражнения.

Ребенку предлагается:

Потушить свечу. Сначала нужно вдохнуть через нос (не поднимая плеч и не запрокидывая назад головы), а потом спокойно выдыхать на свечу через рот, произнося длительно шепотный звук ффффффф

Сдувать ватку с ладони и затем проверять – у кого ватка улетела дальше.
-предлагается при вдохе понюхать цветок (вдох через нос, выдох через рот)

Звукоподражания паровозному гудку – уууууууу (громко-тихо)

Игра «Эхо»: один произносит громко «А» - другой тихо отзывается «а» (так же с гласными «О», «У», звуко комплексами «АУ», «АО», «УА», «ОА»)

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением.

1. Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. Игра в считалки проводится медленно, четко произнося каждое слова.
«Научились мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять!»

Размеренные движения пальца руки регулируют темп и делают темп произношения текста доступным для ребенка.
Считалка произносится 4-5 раз,

2. Воспитание спокойного темпа речи в подвижной игре с мячом. Например, произносим имена друзей: на замахе мяча говорим первый слог, на второй слог – бросаем мяч: Во – ва.

3. Речевые упражнения в счете от одного до пяти – под мяч. Каждое слово – бросок мячом в пол.

4. Произнесение стишка под хлопки:

Очень мамочку люблю -4 хлопка

Маму милую мою – 4 хлопка.

Нежно поцелую- 2 хлопка

Мамочку родную -2 хлопка.

5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова.
Для этих занятий используется любое предметное лото.
Взрослый показывает голосом, в каком темпе ребёнок должен произносить название взятой ими картинки, а потом предлагает называть картинки в таком же темпе.

У _меня_ петушок. - У_ меня_ рыбка. - У_ меня_ белка

Занятие №2

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Олени». «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя». (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.) «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки.

Упражнение для расслабления мышц живота

«Качели» Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись

«Шарик». «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух - будто шарик лопнул.

2. Дыхательные упражнения.

-"Лети, перышко!". Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело. - дифференциация ротового и носового дыхания: а)вдох-носом, выдох-носом б)вдох-носом, выдох ртом

Пропевание звука А-А-А на плавном выдохе. (то же со звуками О, И, У, Э)

Пропевание звукокомплексов АУ, АУО, АУИ, АУЭ, АО, АОУ, АОЭ, АОИ.

Воспитание спокойного темпа при произношении считалки. (в руках у ребёнка мяч, на ударный слог движения к себе-от себя)

Я кувшинчик уронила

И об пол его разбила

1, 2, 3- мячик мамочка лови!

Воспитание спокойного темпа речи в игре с бубном. Например, произносим слова: на каждый удар бубна произносим слово по слогам. Словарь: ба-нан, ли-мон, ки-ви, гру-ша, ды-ня, ман-да-рин, а-пель-син.

Речевые упражнения под мяч. Каждый ударный слог – бросок мячом в пол.

Словарь из сказки «Репка»: рЕпка, дЕдушка, бАбушка, внУчка, Жучка, кОшка, мЫшка.

5. Речевые настольные игры . Воспитание спокойного темпа речи в предложении в три слова, затем в четыре слова.

У_меня_апельсин. У_меня_сладкий _апельсин. У_меня_лимон. У_меня_кислый_лимон. Словарь: названия фруктов.

Занятие №3

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Кулачки» - Выполняется сидя. Свободно положить руки на колени,

ноги слегка расставить. Сжать покрепче пальцы в кулак, подержать несколько секунд. Затем распрямить пальцы рук и спокойно положить на колени.

«Сосулька» Выполняется стоя. Представить, что «сосулька висит», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело. После слов «солнце взойдёт и сосулька упадёт», опустить руки, расслабляя их.

2. Дыхательные упражнения.

а) «Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф». Рука ребёнка на диафрагме контролирует вдох и выдох.

Шарик надувает ребёнок «Ф_Ф_Ф»

Шарик надувает мама «Ф_Ф_Ф_Ф»

Шарик надувает папа «Ф_Ф_Ф_Ф_Ф_»

б) Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).Счёт ведёт взрослый.

«Баюкаем куклу» - тянем А – а-а-а-а-а. Произносится громко - тихо.

«Болят зубы» - тянем О – о-о-о-о-о. Звук произносится громко – тихо.

На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза –

Аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д.

АОАО АУАУ АИАИ АЭАЭ УАУА УОУО УИУИ УЭУЭ

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

По дорожке мы пойдём

И корзинку мы найдём.

В руки овощи беру

И в корзинку положу.

5. Речевые настольные игры .

а) Ребёнок берёт овощ и говорит фразу «У меня помидор». «У меня огурец» и т.д. Затем постепенно фраза наращивается: «У меня красный помидор, это овощ». «У меня зелёный огурец, это овощ».

б) Игра «Чего не стало?» На столе картинки с овощами. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый убирает картинку. Чего не стало? Ответ: Не стало огурца.

Игра «Скажи ласково» Огурец – огурчик. (Картофель, морковь, свекла, помидор)

Игра «1-3-5» Например: «Один огурец, три огурца, пять огурцов. И.т.д.» (картофель, морковь, свекла, помидор, огурец).

Занятие №4

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

Замок» - Выполняется стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетёнными пальцами поднять завести за голову, напрячься и резко опустить руки с одновременным расслаблением.

2. Дыхательные упражнения.

«Задуй свечку» - ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечку так, чтобы «пламя» свечи отклонилось.

«Форсированный выдох» - вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить 7-10 раз.

На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох – и новое сочетание.

Последовательность упражнения:

. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми

Гласными, а затем новый вдох – и новое сочетание. Последовательность

Упражнения та же, что и в предыдущем упражнении.

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

А) Ванька-встань-ка, Ванька-встань-ка

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой.

Б) Прошагивание названий игрушек со зрительной опорой. Слова: ку-бик, ма-ши-на, мя-чик, пи-ра-ми-да, и-груш-ки, ба-ра-бан, миш-ка, со-бач-ка.

В) Согласование существительного с личным местоимением. Например, это моя кукла.
Моя - кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой - мяч, мишка, слон.

Г) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Мяч -мячик, кукла - куколка, мишка - мишенька, мишутка,
машина - машинка, собака - собачка, пирамида - пирамидка.

Занятие №5

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

«Загораем» - Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

а) На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными - А, О, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произнести на одной высоте. Протяжённость звуков характеризует определённую мелодию – «распевная интонация».

б) Взять воображаемый мяч, определить для себя какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до 10, на каждый счёт ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал от пола». Следить, чтобы звук не был напряжённым.

в) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо.

г) На плавном выдохе произносим названия домашних животных:

коза-козёл-козлёнок кот, кошка, котёнок бык – корова – телёнок

собака – кошка – корова пёс – собака - щенок

3. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) - Киса, кисонька, кисуля!-

Позвала котенка Юля.

Не спеши домой, постой!-

И погладила рукой.

б) Прошагивание названий домашних животных: кош-ка, со-ба-ка, ко-ро-ва, ко-за, ло-шадь, ко-тё-нок, те-лё-нок, кро-лик, по-ро-сё-нок.

в) «Кто как кричит». Ребёнок кладут ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

Кошка и котята мяукают. (3 нажатия) Собака и щенята лают. Лошадь и жеребята ржут.

Корова и телята мычат. Свинья и поросята хрюкают.

г) «Кто что любит» Собака любит мясо. (3 нажатия) Лошадь любит сено. Кошка любит молоко. Коза любит сено. Кролик любит морковку и капусту.

Д) «Исправь ошибку» У кошки - козлёнок. У коровы – поросёнок. У собаки – котёнок.

У козы – щенок. У кролика- телёнок.

Занятие №6

1.Расслабляющие движения(релаксация)

«Любопытная Варвара» - Выполняется сидя.

Повернуть голову влево, постараться увидеть как можно дальше. Мышцы напряжены. Возвращаемся в исходное положение, смотрим прямо. Мышцы шеи расслаблены. Затем голову поворачивают вправо.

Поднять голову вверх, посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад, напрячь шею. Выпрямиться, расслабиться.

Медленно опустить голову вниз, напрячь мышцы шеи. Выпрямиться, расслабиться.

«Заводные игрушки» - Превратиться в заводную игрушку. Повернуться вокруг себя. Игрушка сломалась – застыть в определённой позе, почувствовать напряжение, расслабиться.

2. Дыхательные упражнения.

«Воздушный шар» - во время выдоха произносится звук «ф-ф-ф».

«Гуси» - руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опуская голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а».

«Горка» Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15).

а) Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; После каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

б) На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово хорошо. Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам: хо-ро-шо. Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

а) Три медведя шли домой

Папа был большой, большой,

Мама чуть поменьше ростом

А сынок – малютка просто

Очень маленький он был – с погремушками ходил.

б) Прошагивание названий диких животных: лиса, волк, медведь, зайчик, лисёнок, волчонок, медвежонок, зайчонок.

в) Игра «Кто кем был». Ответы полным предложением. Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова предложения, исключая союзы. Таким образом, он воспроизводит ритмико-интонационный рисунок фразы: синхронизируют речь с движениями пальцев ведущей руки.

Медведь был (медвежонком).-3 нажатия. Ёжик был (ежонком). Лиса была лисёнком. Лось был (лосёнком). Волк был (волчонком). Белка была (бельчонком). Заяц был (зайчонком).

5. Беседа по теме.

Чем питаются дикие животные?

Кто из зверей делает запасы на зиму?

Какие это запасы?

Как называется жилище медведя? – Берлога. Волка? – Логово. Лисы, ежа? – Нора. Белки? – Дупло. Где живут дикие животные? – Медведь живет в берлоге, волк – в логове, ёж, лиса – в норе, белка – в дупле. Заяц спит под кустом.

6. Пересказ сказки «Теремок» по ролям вместе со взрослым.

Занятие №7

1.Расслабляющие движения.(релаксация)

- «Штанга» - Выполняется стоя. Представьте, что поднимаем тяжёлую штангу. Наклонились, взяли штангу. Кулачки сжаты, медленно поднимаем руки. Они напряжены, тяжело держать штангу. Устали, бросили штангу. Руки расслаблены и свободно повисают вдоль туловища.

-«Загораем» - Выполняется сидя. Ноги вытянуты вперёд, ноги поднять, мышцы ног напряжены. Затем ноги опускаются, отдыхают, расслабляются. Повторить несколько раз.

2. Дыхательные упражнения.

С идя на стуле. Вдох, расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик. Пауза (задержка дыхания). Выдох, втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Птичьи голоса». Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко-ко». Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи». Курица: «Куд- кудах, снеслась в кустах». Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?».

4. Речевые упражнения на координацию слова с движением .

А) Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней цыплятки – жёлтые ребятки.

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите!»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляная головушка,

Шелковая бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

б) Игра «Кто кем был». Ответы полным предложением с легким нажатием пальцами при произнесении каждого слова. Курица была цыплёнком (3 нажатия). Гусь был гусёнком. Утка была утёнком. Индюк был индюшонком.

в) Игра с мячом. «Один-много» Прошагивание слов по слогам. Цыпленок – цыплята, петух-петухи, индюк-индюки, утка-утки, гусь-гуси, утёнок-утята, гусёнок-гусята, индюшонок-индюшата.

г) « Исправь ошибку » У утки – гусята; у индюшки – цыплята; у курицы – утята; у гусыни – индюшата.

д) «Скажи наоборот» Утка большая, а утёнок… (маленький.) Цыплёнок молодой, а петух…(старый). У гуся шея длинная, а у курицы….(короткая).

Е) «Назови ласково » Петух-петушок, курица-курочка, цыплёнок-цыплёночек, утёнок-утёночек, клюв-клювик, крыло-крылышко, хвост-хвостик, перо-пёрышко, яйцо-яичко.


Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является...

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова "Заикание у дошкольников" (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал "сшибкой".

Образовавшийся в результате такой "сшибки" больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: "Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?"

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: "Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются". Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей "молодости", и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти "чужеродные" звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются "а", "э", "вот", "ну", "и".

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом , рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.


Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и "прожить" с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок "Теремок", "Колобок", "Три медведя" и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: "Я учусь говорить медленно". "Я учусь говорить громко".

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: "Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы".

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: "Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли". Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: "У меня карандаш". "Я рисую". "Жила-была коза, и было у нее семеро козлят". С детьми желательно проговаривать "Теремок", "Колобок", рассказ М. Пришвина "Храбрый ежик", стихи А. Барто "Зайка", "Мишка". Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по "Азбуке".

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: "Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять". И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: "У меня белка". Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой "Весна". В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах "Веселые картинки", "Мурзилка").

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Утром

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?
— Мяч.
— Лови! (Женя ловит).
— Женя, что ты сделал?
— Я поймал мяч.
— Бросай мне (Бросает).
— Что ты сделал?
— Я бросил мяч.
— Какой это мяч?
— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово "резиновый" ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
— Что ты будешь делать?
— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.
— Женя, что ты сделал?
— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.
— Женя, что ты сделал?
— Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
— Кто это?
— Это девочка.
— Что делает девочка?
— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что в руках у мальчика?
— В руках у мальчика удочка.
— Что делает мальчик?
— Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской "Не взяли на рыбалку".
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
— Женя, что изображено на картинке?
— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
— Где живет мальчик? В городе или в деревне?
— Мальчик живет в деревне.
— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
— Они пошли ловить рыбу.
— Что у них в руках?
— В руках удочки.
— Кто еще хотел ловить рыбу?
— Этот мальчик.
— Взяли или нет его?
— Не взяли, и он плачет.
— А что делает сестренка?
— Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы "а". Начертите на листе бумаги букву "а" и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
— Женя, что ты делаешь?
— Я вырезаю букву "а".
Вместе громко произнесите "а-а-а-а".

В. М. Лыков

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png